«Свете тихий…»
№6 (1362), сентябрь 2019
Хор студентов Академии хорового искусства им. В.С. Попова под управлением дирижера Алексея Петрова 16 мая в Рахманиновском зале исполнил «Всенощное бдение» профессора В.Г. Агафонникова. «Всенощное бдение» посвящено памяти деда композитора, священномученика Николая Агафонникова. Этого святого почитают в Подольске, где в последние годы жизни он был благочинным Подольского округа. В 1937 году по ложному доносу он был обвинен в контрреволюционной деятельности. Приказ о высшей мере наказания был приведен в исполнение на Бутовском полигоне. 21 февраля 1994 года прокуратурой Московской области священномученик Николай был полностью реабилитирован. Светлую память о нем через всю жизнь пронес его внук, В.Г. Агафонников, который посвятил деду замечательное сочинение.
«Всенощное бдение» состоит из десяти частей. В основе музыкального материала – знаменные распевы. Первый номер, «Благослови душе моя Господа», передает картину сотворения мира. Во втором («Блажен муж») претворяется литургическая традиция антифонного пения, которая была распространена в церковной богослужебной практике. После запева солиста-баритона на фоне выдержанной ноты (исона) хор поет «Аллилуия», как бы соглашаясь и принимая слова псалма.
«Свете тихий» также начинается с запева тенора-солиста, мелодию которого подхватывает хор. «Ныне отпущаеши» звучит светло, основная интонация отдана партии сопрано. К кульминационным словам «Свет во откровение языков» приводит фугато, которое начинается со слов «Еже еси уготовал»: отражена светлая радость Симеона Богоприимца от встречи со Спасителем.
Торжественный хор «Хвалите Имя Господне» построен на сопоставлении мужского и женского хоров, подобно антифонному пению. В основе хора «Благословен еси Господи» – интонация малого знаменного распева. Традицию исполнения этого распева во «Всенощном бдении» использовал также С.В. Рахманинов, но В.Г. Агафонников по-другому поработал с этой интонацией.
«Славословие» начинается с унисона, который композитор использует во «Всенощном бдении» неоднократно, чтобы выделить наиболее значимые тексты каждой молитвы. Последний хор «Взбранной Воеводе» написан в подвижном темпе: витиеватыми распевами, подобно бисерному окладу на иконе, восславляется Божья Матерь.
Алексей Кириллович Петров, ректор Академии хорового искусства, замечательно подготовил хор к исполнению этого произведения: звучание было необыкновенно слаженным, наполненным богатыми тембровыми красками, разнообразными динамическими оттенками.
«Всенощное бдение» предстало во всей своей многогранности, сочетая глубину понимания сакральных текстов, самобытность мелодий знаменного распева со стилем музыки современного композитора. Перед каждым номером «Всенощного бдения» певцы по очереди проникновенно произносили текст молитвы, чтобы донести до слушателя суть содержания частей. Исполнители бережно отнеслись к авторскому замыслу и убедительно передали все его тонкости слушателям.
Елизавета Чернова, аспирантка ГИИ