У нас в гостях «Щука»
№6 (1362), сентябрь 2019
«Синтез искусств» – так называлась музыкально-поэтическая композиция профессора Р.А. Хананиной, представленная 12 апреля этого года в переполненном зале им. Н.Я. Мясковского. Это были полтора часа напряженной тишины и внимания к художественному чтению фрагментов из произведений А.С. Пушкина, отраженных в музыке Г.В. Свиридова.
Предупреждение профессора во вступительном слове о сквозном сценическом действе и просьба не прерывать его аплодисментами, создало непривычную для этого зала атмосферу – сосредоточило внимание на причудливом переплетении слова и музыки: как специально написанной Свиридовым к тексту Пушкина, так и искусно подобранной автором и режиссером композиции.
Найденный формат синтеза музыки и слова был первым опытом и для слушателей, и для самих исполнителей. В его основу автор композиции, опираясь на классические работы академика Б.В. Асафьева «Об интонации» и К.С. Станиславского «Работа актера над собой», положила идею единства требований к музыканту и к чтецу – правдивость смысловой интонации, идущей со сцены в зал. При таком подходе музыкант и мастер художественного слова – оба, работая в тандеме, ставят перед собой одну и ту же задачу: они обогащают друг друга, а художественный образ приобретает новый объем смыслового и звукового измерения. Это вид тонкой работы над мастерством актера и музыканта-солиста, а не традиционная форма музыкального оформления спектакля.
В результате сцена нашего камерного зала в этот вечер преобразилась. Благодаря совместному творчеству студентов двух вузов, она расцвела красками театра, новым дыханием свободы жестов, выразительностью мимики.
Программу открывала повесть Пушкина «Метель», представленная в симметричной композиции (ABCBA). Театральные режиссеры (Н. Охлопков и др.) экспериментировали, создавая конструкцию спектакля наподобие музыкальной формы – здесь использован этот принцип. Номер запомнился не только свежестью тембровых соединений ансамбля (орган, скрипка и фортепианный дуэт), но и общей красотой мизансцены.
Сочетание стихотворной поэмы «Братья разбойники» с музыкой отдельных частей фа-минорной фортепианной Партиты Свиридова эмоционально заострило восприятие образов и дало новые режиссерские задачи чтецу. Изыском подачи поэтического слова прозвучала пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Апоэма «Цыганы»сопровождалась шумовыми эффектами «цыганского табора» (ударные инструменты: бубен, треугольник, малый барабан и гитара), неожиданно появившимися из глубины зала и сценкой двух «разговаривающих» скрипок в quasi цыганских костюмах, театрально изобразивших встречу Земфиры и молодого цыгана. Темой этой импровизации стал «Старинный танец» Свиридова.
Исполненные романсы и краткие комментарии с мини-экскурсами в историю русской литературы играли в композиции роль модулирующих аккордов к эмоционально новым тональностям последующих произведений. А завершало вечер двухрояльное звучание музыки Свиридова «Время, вперед!», на фоне которой под бурные аплодисменты зала на сцену вызывались по одному все исполнители музыкально-поэтической композиции.
Это были студенты из многих городов России и мира. От Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: Джереми Уолкер (Великобритания), Сон Минхо (Южная Корея), Сануэса Торо Хуан Пабло (Чили), Катарина Мрвич (Сербия), На Нури (Южная Корея), Цань Синюй (Китай), Евгений Паскаль (Россия), Анна Загородняя (Россия), Джонатан Дуарте (Канада). От театрального института им. Б.В. Щукина: Фатима Абдулвагабова (Махачкала), Мария Чекалина (Серпухов), Вадим Петров (Луганск), Иван Горшков (Пермь), Анастасия Масленникова (Москва), Алан Фардзинов (Москва).
Вечер оставил впечатление праздника, профессионально обогатив участников. Публика долго не расходилась, многие просили повторять такие вечера. В напутственном слове Римма Анатольевна пожелала будущим профессионалам музыкального и театрального искусства взять с собой в творческую жизнь все лучшее из традиций великой русской художественной культуры.
Собкор «РМ»