«Рафаэль», прекрасный и забытый
№7 (1363), октябрь 2019
На протяжении четырех лет кафедра истории русской музыки Московской консерватории представляет слушателям уникальный проект «Возрождение русской оперной классики». В этот раз его участники обратились к наследию А.С. Аренского (1861–1906): 7 октября зрители получили редкую возможность услышать на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории концертное исполнение одной из жемчужин русской музыки конца XIX века – оперу «Рафаэль».
Идея воссоздания незаслуженно забытых опер русских композиторов возникла в период подготовки к празднованию 150-летнего юбилея Консерватории. Художественный руководитель и автор проекта – заведующая кафедрой истории русской музыки, доктор искусствоведения, профессор И.А. Скворцова.Первым сочинением, возвращенным на сцену творческими коллективами Московской консерватории в 2016 году, стала мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей» («РМ» 2016, №8). А в 2017 году, к 230-летию первого исполнения, была воссоздана опера Дмитрия Бортнянского «Сын-соперник» («РМ» 2018, №2). В этот раз хронологические рамки проекта расширились, охватив один из самых ярких периодов в истории русской культуры – рубеж XIX–XX веков, прошедший «под знаком модерна».
В настоящее время А.С. Аренский наиболее известен как профессор Московской консерватории, воспитавший немало знаменитых музыкантов, в числе которых С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер. Фигура Аренского-композитора остается несколько в тени, что несправедливо, ведь его творчество было невероятно популярным среди современников, вызывало восхищение С.И. Танеева, Л.Н. Толстого. «Аренский удивительно умён в музыке; как он все тонко и верно обдумывает!» – заметил однажды П.И. Чайковский о своем младшем современнике, которого очень ценил. Автор множества произведений различных жанров, Аренский уделил немалое внимание музыкально-театральной сфере.
Камерная одноактная лирическая опера «Рафаэль» написана в 1894 году. Вторая опера Аренского – одно из наиболее ярких его произведений, в котором во всей полноте раскрылись лучшие качества его дарования, мгновенно покоряющие сердца слушателей – эмоциональная открытость высказывания, пластичность мелодики, богатство красок, изящество формы.
Обращение к образу великого итальянского художника эпохи Ренессанса не случайно – произведение создавалось по заказу для Первого съезда художников и любителей искусств, ставшего значительным событием культурной жизни России конца XIX столетия. Кроме того, композитор, чутко слышавший «требования века», воплотил здесь и многие черты эпохи модерн, в числе которых культ красоты, главенство эстетической стороны, идеализация прошлого. Да и сама идея оперы – всепобеждающая сила искусства, покоряющая своей возвышенностью, чистотой и искренностью выражения, абсолютно в духе времени.
На первый взгляд «Рафаэль», благодаря его краткости и лаконизму – в опере всего четыре действующих лица – может показаться несложным, но это впечатление обманчиво. Сочинение изобилует тонкими нюансами, требующими от исполнителя особой чуткости. Выступавшие на концерте 7 октября артисты превосходно справились с этой непростой задачей – им удалось в полной мере воплотить изящество лирики Аренского.
Красота тембра и искренность чувства Чингиса Аюшеева (тенор), исполнившего партию Рафаэля, не могли оставить равнодушными никого из публики. Роль Форнарины с большим мастерством и обаянием спела Анастасия Белукова (сопрано). Особенно яркое впечатление произвел дуэт героев, ставший подлинной кульминацией оперы. Не менее ярко выступил Михаил Головушкин (бас) с небольшой партией кардинала Бибиены, внесшей драматический контраст в господствующую лирическую линию суровым звучанием монолога «Бог всемогущий!». И, конечно, нельзя не отметить эффектное появление Владимира Дмитрука (тенор), исполнившего самый знаменитый номер оперы – Песню певца за сценой. По остроумной задумке постановщиков, он, проходя по залу, предстал в облике рок-музыканта, что сразу привлекло внимание публики.
В постановке участвовали консерваторские Камерный оркестр под управлением заслуженного артиста России Ф.П. Коробова и Камерный хор (художественный руководитель и дирижер – профессор А.В. Соловьёв), что стало своеобразной творческой «рифмой» премьере оперы в 1894 году, которая была осуществлена силами студентов Московской консерватории и состоялась 125 лет назад. Нельзя не отметить, что и в этот раз студенты стали достойными партнерами солистам: оркестрантам удалось передать все оттенки красочной партитуры Аренского, славившегося мастерством оркестрового письма, а звучание хора отличалось не только слаженностью и чистотой интонирования, но и четкостью артикуляции.
Исполнение «Рафаэля» – несомненная очередная удача проекта «Возрождение русской оперной классики». В этот день Рахманиновский зал был переполнен, а после концерта слушатели восторженными овациями благодарили артистов и постановщиков за уникальную возможность открыть для себя обаятельную лирику одного из интереснейших композиторов рубежа XIX – XX веков. Мы надеемся, что столь важная просветительская деятельность кафедры истории русской музыки будет продолжаться, возвращая к жизни незаслуженно забытые шедевры русской оперной классики.
Анна Горшкова, аспирантка МГК