Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Отличное начало

№ 1 (1248), январь 2007

Выступление молодых многообещающих музыкантов – всегда событие в нашей культурной жизни. Когда на сцену выходит человек, который в свои 25 лет хочет и может сказать слушателю что-то новое, это большой подарок тем, кто сидит в зале.

Особенно интересны бывают дирижеры. Действительно, такая профессия требует огромной внутренней собранности, концентрации внимания, и часто даже опытный маэстро, выходя к оркестру, не может осуществить всего того, что задумал. А для молодого задача еще более усложняется отсутствием практики – ведь в консерватории студент дирижерского факультета не имеет возможности работать с оркестром.

А. Кузнецов (валторна), дирижер - А. Кириллов

А. Кузнецов (валторна), дирижер - А. Кириллов

В этот раз такая возможность была предоставлена двум талантливым музыкантам – студентам Алексею Кириллову и Алексею Чуйкову, которые занимаются в классе С. Д. Дяченко, возглавляющего Камерный оркестр консерватории. С этим оркестром ребята и выступали 10 декабря в Малом зале. Причем они должны были не просто продирижировать каким-то сочинением, а провести целый концерт из двух отделений.

Уже в первом отделении перед А. Кирилловым и А. Чуйковым стояла сложнейшая задача – руководить исполнением концерта для солирующего инструмента с оркестром, – с которой они блестяще справились. Алексей Кириллов в 4-м концерте Моцарта для валторны аккомпанировал з. а. РФ Андрею Кузнецову. Дирижер провел концерт на одном дыхании, подчеркнув все детали утонченной моцартовской партитуры. Алексей Чуйков представил слушателям малоизвестный концерт для фортепиано в 4 руки с оркестром композитора Кожелуха. Солировали лауреаты международных конкурсов, студенты класса камерного ансамбля проф. Е. Г. Сорокиной Полина Свиридовская и Владимир Румянцев. Все первое отделение «дышало» музыкой классицизма – солисты и дирижер удивительно чувствовали его стиль.

А. Савченко (скрипка), дирижер - А. Чуйков

А. Савченко (скрипка), дирижер - А. Чуйков

Во втором отделении прозвучали 6 пьес для скрипки и фортепиано Чайковского в переложении С. Дяченко для солиста с оркестром. Переложении, кстати, очень хорошем – все мелодические линии, которые хотел подчеркнуть композитор, рельефно звучали в оркестровом варианте, и, думаю, если бы сам Чайковский инструментовал свое сочинение, он сделал бы что-то подобное. «Меланхолической серенадой» дирижировал А. Кириллов, остальными пьесами – «Размышлением», «Мелодией» и «Вальсом-скерцо» – А. Чуйков. И солисты были на высоте – блестящая техника Василия Шимаева в «Вальсе-скерцо» и прекрасный звук Артемия Савченко в «Размышлении» не могли оставить слушателей равнодушными. Оба дирижера проявили высокий профессионализм: целостный охват формы, умение выстроить драматургию сочинения – важнейшие моменты в интерпретации сочинений Чайковского…

Музыкантов долго не отпускали со сцены – последовали четыре биса! Особенно сильное впечатление произвело «Скерцо» композитора И. Фролова, которым дирижировал А. Кириллов. Легкое, полетное, необычайно тонкое по музыке, оно было блестяще сыграно оркестром и солистом А. Савченко. Нет сомнения, что мы еще не раз увидим на сцене обоих молодых дирижеров. Но пусть это произойдет как можно скорее.

Наталья Кравцова

Оставить коментарий