Радость встречи
№ 1 (1248), январь 2007
С нетерпением ждали мы выступлений виолончелистки и композитора, выпускницы Московской консерватории Тани Анисимовой. В 1990 году она уехала в США и продолжила свое образование сначала в Бостонском, а затем в Йельском университете, по окончании которого получила докторскую степень. Таня регулярно дает сольные концерты, выпустила несколько CD с записями произведений Баха. Ее cочинения уже не раз исполнялись и транслировались по радио и телевидению в США, Канаде, Австралии, Мексике, Италии, а также в России и Украине.
9 июня Таня Анисимова выступила в РЗК вместе с Государственным квартетом им. Прокофьева, который в минувшем году отметил свое 50-летие. В тот вечер впервые в России прозвучал Концертный квинтет для солирующей виолончели и струнного квартета (2005). Таня посвятила его И. Меньковой и Квартету им. Прокофьева, который сыграл и записал первый вариант сочинения. Произведение порадовало зрелостью мысли автора и отточенностью форм. Исполнителям – И. Меньковой, И. Листовой, Е. Марковой, Г. Соболевой во главе с Т. Анисимовой – удалось передать настроение всех частей Квинтета: размышления о смысле жизни и дуализме мира Пролога, динамичность «Суфийского скерцо», философскую лирику Адажио и барочные черты финала, – продемонстрировав глубокое проникновение в характер музыки и слаженность ансамблевой игры.
18 июня в Малом зале прошло сольное Танино выступление; партию фортепиано исполнял талантливый музыкант Виталий Юницкий. В первом отделении в переложении исполнительницы прозвучали «Хвала вечности Иисуса» Мессиана, «Чакона» из Партиты № 2 Баха, а также Соната «Arpeggione» Шуберта. Мы услышали музыканта с богатым внутренним миром, свободно владеющего звуковой палитрой, прекрасно чувствующего форму произведения и музыкальную фразу.
Но особенный успех выпал на долю собственных произведений концертанта во втором отделении концерта. В пьесе «Мехико-Москва», посвященной первой учительнице Тани – З. Н. Камышевой, живущей сейчас в Мексике, ощущается не только фольклорное танцевальное начало, но и ностальгические мотивы.
«Суфийская сюита» – оригинальное произведение для голоса и виолончели, причем исполнительница, она же автор, продемонстрировала прекрасные вокальные данные и мастерское владение голосом. После этого во второй раз прозвучал Концертный квинтет для виолончели и струнного квартета.
А на следующий день, 19 июня, на вечере, посвященном памяти профессора С. Х. Раппопорта, Таня Анисимова впервые исполнила вместе с камерным оркестром «Провинция» (дирижер И. Лерман) концертную пьесу «Адонай», посвященную ее консерваторскому педагогу, профессору И. И. Гаврышу. Это глубоко философское произведение, название которого переводится как «Господь мой», или даже «Господь всего», покорило слушателей и оркестрантов свежестью интонаций и непосредственностью чувств.
У Тани большие творческие планы: в мае 2007 года мы услышим в Рахманиновском зале ее новый Концерт для виолончели с оркестром.
Елена Харитонова