Г. В. Крауклис
№ 5 (1252), май 2007
Георгий Вильгельмович Крауклис — заслуженный деятель искусств, член Союза композиторов, доктор искусствоведения, профессор. Все проявления профессиональной деятельности Георгия Вильгельмовича оказываются созвучными его дарованиям. Он является автором многих публикаций по проблемам программности в музыке (в этой области он сохраняет приоритет), о Моцарте, Бетховене, Шуберте, Вагнере, Листе, Дворжаке, Рихарде Штраусе, о Франке, Сен-Сансе. Георгий Вильгельмович ряд статей посвятил вагнеровским фестивалям в Байройте, куда был командирован как корреспондент журнала «Советская музыка» («Музыкальная академия»), вопросам музыкального образования во Франции, где им в 1993 году была прочитана лекция о Прокофьеве в Сорбонне на французском языке.
Георгий Вильгельмович артистичен на сцене — произнесенных им «вступительных слов» и лекций в консерватории и филармонии не счесть. Он эрудирован и доброжелателен в роли рецензента. В своих рецензиях он краток не будет, т.к. всегда тщательно изучает и рукопись, и сам предмет, и любое его предположение, замечание, пожелание заслуживают особого внимания. Пунктуален в профессиональном сотрудничестве — всегда можно быть уверенным, что обещанное будет выполнено в срок и скрупулезно точно даже в деталях. Ветеран войны, пройдя через многие жизненные испытания, Георгий Вильгельмович чуток и внимателен к людям в несчастье.
Студентов на лекциях покоряет своей увлеченностью и глубиной знаний. При этом отпущенного времени ему катастрофически не хватает, а любая недоговоренность в раскрытии темы ему кажется непростительной. С течением времени, выйдя на самостоятельный педагогический путь, всё более осознаешь ценность записанных когда-то его лекций— лучше понимаешь логику изложения, соотношение общих «проблемных» положений и частных наблюдений. На экзаменах Георгий Вильгельмович доброжелателен в высшей степени (констатирую как почти обязательный «посаженный ассистент» на экзаменах у композиторов). С мягкой интонацией он подробно расскажет студенту, в чем он заблуждается или как он замечательно прав, интересен в своих суждениях. Иногда кажется, что он сожалеет, что его собственные ответы на вопросы студенты не могут воспринять телепатически.
В жизненной биографии Георгия Вильгельмовича есть поразительные факты. Тяга с детства к рисованию и живописи, но больше к графике. Увлечение орнитологией; изучая пение птиц, он оставлял на память и карандашные зарисовки, как и наблюдая в детстве за движением речных пароходов (еще одно страстное увлечение). Участие в шахматных турнирах с почти профессиональным знанием дела, написание статьи «Шахматы и пение: поиски гармонии», посвященной В. Смыслову («Музыка и время». № 8, 2002 г.). Поиски гармонии — так можно определить и жизненный, как и творческий, путь Георгия Вильгельмовича.
Отношение Георгия Вильгельмовича к коллегам и студентам можно назвать благотворительностью, т. к., помогая им консультациями, нотами, записями и книгами (многие знают, сколь обширны его частная библиотека и фонотека), откликаясь на любую просьбу, он творит благо, не считая, что он творит его, — просто по душевной отзывчивости.
Вряд ли кто-нибудь, знающий Георгия Вильгельмовича, не согласится с тем, что он олицетворяет собой носителя лучших традиций русской художественной интеллигенции. И сегодня, когда Вы, дорогой Георгий Вильгельмович, перешагнули рубеж 85-летия, мы желаем Вам многая лета на радость всем, кто Вас знает и любит.
Профессор Н. А. Гаврилова