Любимица публики
№ 5 (1252), май 2007
23 апреля в Малом зале консерватории состоялся концерт, посвященный 80-летнему юбилею народной артистки России, профессора Ольги Георгиевны Эрдели.
Уже в 1949 г. первое появление арфистки на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште было отмечено первой премией и званием лауреата международного конкурса. В 1950 г. Ольга Георгиевна закончила свое обучение в Московской консерватории, а в 1954-м — в аспирантуре по классу арфы у К. А. Эрдели. Вот что писала о своей племяннице Ксения Александровна:
«У Ольги Эрдели музыкальная одаренность счастливо сочетается с работоспособностью, целеустремленностью и настойчивостью в достижении намеченного. Ее большой звук, виртуозная техника, хороший вкус, артистическое обаяние и самообладание на эстраде ставят ее в первые ряды советских исполнителей»
Более 40 лет О. Г. Эрдели была солисткой Большого Симфонического Оркестра Радио и Телевидения имени П. И. Чайковского, начав свою деятельность еще будучи студенткой консерватории. Ольга Георгиевна работала с такими выдающимися дирижерами, как Н. С. Голованов, А. И. Орлов, С. А. Самосуд, А. В. Гаук, Р. М. Глиэр, Б. Э. Хайкин, Н. Г. Рахлин, Р. Баршай, Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский, Л. Стоковский, К. Мазур, В. Ферреро. Свыше ста произведений записала она в фонд Всесоюзного радио. С 1963 г. О. Г. Эрдели преподает в Московской консерватории.
Ольга Эрдели открыла для слушателей много новой музыки — сочинения К. Диттерсдорфа, А. Русселя, Ш. Бокса, Д. Энеску, а также Ю. А. Левитина, В. Г. Кикты и Н. В. Нариманидзе. Блестящий исполнительский стиль арфистки отличается безупречной техникой, эмоциональной игрой, глубоким проникновением в замысел автора, артистизмом.
В концерте, посвященном юбилею Ольги Эрдели, принимали участие ее ученики. Концерт открыли сочинения В. Моцарта («Весна») и Ф. Шуберта («Ave Maria») в исполнении А. Ивановой и дуэта арф О. Соловьева — Д. Успенская, учащихся ЦМШ (класс Т. Г. Эрдели-Щепалиной, дочери О. Г. Эрдели). Впервые на суд публики были вынесены переложения сочинений латиноамериканского и испанских композиторов, сделанные самими исполнителями. Ю. Комарова и С. Лебедев сыграли «Пьесы» А. Пьяццоллы в обработке для арфы и ударных; ярко и вдохновенно прозвучали «Комплимент прекрасной даме» Г. Кассады, Интермеццо из оперы «Гойески» А. Гранадоса и «Астуриа» И. Альбениса в исполнении дуэта арфы (Н. Яхонт) и виолончели (М. Золотаренко).
В этот день публика получила также возможность услышать игру главной виновницы торжества. Фондовые записи Ольги Эрдели («Ноктюрн», «Грезы любви» Ф. Листа, «Блюз» Г. Миллера) чередовались с живым исполнением участников концерта, что помогало глубоко проникнуть в творческую суть исполнительской и педагогической деятельности арфистки.
Как и любой юбилей, концерт не обошелся без поздравлений. Одним из них стало музыкальное приношение Русского арфового общества, почетным членом которого является О. Г. Эрдели. В исполнении трио в составе заслуженной артистки РФ профессора Н. Шамеевой (арфа), заслуженного артиста РФ О. Сергеева (флейта) и Д. Машкина (альт) прозвучало сочинение В. Г. Кикты «Вальс-мазурка». К музыкальному поздравлению присоединились композиторы В. Г. Кикта и В. И. Ульянич.
«Новый блюз» Х. Конана в исполнении С. Кулькова был встречен публикой с огромным интересом. Для своего выступления арфист выбрал ирландскую арфу, отличающуюся от традиционной небольшим диапазоном и отсутствием педалей. Произведение, неоднократно входившее в программы различных арфовых конкурсов, порадовало слушателей новизной интерпретации.
В заключении концерта Ю. Комаровой была исполнена пьеса Р. К. Щедрина «В подражание Альбенису». Транскрипция этого произведения сделана Ольгой Эрдели и в свое время была одобрена Р. К. Щедриным. В таком варианте сочинение многократно исполнялось самой арфисткой, а теперь еще и прочно вошло в репертуар ее учеников.
Концерт продемонстрировал всю масштабность творческой и исполнительской деятельности Ольги Георгиевны Эрдели. Ее яркая индивидуальность и блестящие исполнительские качества щедро передаются ученикам. Ольга Эрдели является выдающейся отечественной арфисткой, ставшей любимицей публики в самом начале своего музыкального пути и остающейся ею и поныне.
Свидетельством тому были переполненный зал и «море» цветов.
Марина Круглова