EuroMAC – 10 состоялся в Москве
№7 (1381), октябрь 2021 года
С 20 по 24 сентября в течение 5 дней в Московской консерватории проходил десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу – EuroMAC – событие очень значимое для научного сообщества разных стран. Причем важно, что не только в России, но и в Московской консерватории научное мероприятие подобного охвата проводилось впервые. Более того, по своему масштабу Десятый международный конгресс в Московской консерватории вообще превысил все предыдущие: в этом году в нем участвовало 396 докладчиков. О состоявшемся событии, его высоком научном значении и сложной организации рассказывают непосредственные участники:
Профессор А.С. СОКОЛОВ, ректор Московской консерватории, зав. кафедрой теории музыки, председатель Общества теории музыки, доктор искусствоведения:
Десятый конгресс EuroMAC, который недавно прошел в стенах Московской консерватории, – это, без сомнения, событие значительное. Сам EuroMAC – это именно такое сообщество, которое имеет статус, связанный с представительствами разных национальных организаций. И мы вошли 10 лет назад в эту когорту, основав у себя Общество теории музыки (ОТМ) и презентовав его в Риме в составе представительной делегации именно на одном из конгрессов EuroMAC. После этой «премьеры» мы провели 4 собственных международных конгресса ОТМ и также принимали участие в конгрессах EuroMAC, которые проходили в те же годы в разных странах. А десятый, юбилейный конгресс EuroMAC мы только что провели у себя.
Мы были готовы сделать это еще год назад, но сложности, связанные с пандемией, отодвинули сроки его проведения. Но зато, не теряя времени, мы провели еще один международный конгресс Общества теории музыки, который стал преамбулой для европейского конгресса.
Это отражено в его теме – «Термины, понятия и категории музыкознания». Мы целенаправленно обсуждали язык профессионального общения представителей разных школ, разных традиций и подошли к конгрессу EuroMAC в большой степени готовности.
Конгресс у нас прошел очень успешно – это признали все его участники. Хотя регламент, конечно, был сложный: гибридный режим общения (оффлайн – онлайн), доклады шли с девяти утра до десяти вечера, а то и позднее. И так же, как всегда мы делаем, научное содержание встреч дополнялось концертными программами, которые были созвучны тематике конгресса.
Очень приятно, что в заключительном заседании все участники конгресса отметили очень высокий уровень организации. И действительно, Московская консерватория обеспечила самое современное оборудование. Очень хорошо, что к началу учебного года мы подготовили достаточно много аудиторий, полностью оснащенных разнообразной техникой.
Помимо комплиментов по поводу технического оснащения, конечно, было приятно получить высокую оценку качества перевода. Мы действительно привлекли профессиональных переводчиков-синхронистов, и это очень важно для такого события. И очень помогли волонтеры – добровольные помощники из числа наших студентов, аспирантов. Конечно же, приятно, что заинтересованность в происходящем относится не только к старшему поколению, к, так сказать, титулованным профессионалам, но и к молодежи, которая также входит в эту орбиту.
Безусловно, мне приятно отметить заслуги проректора по научной работе Константина Владимировича Зенкина, который постоянно курировал эту работу – и на стадии подготовки, и в процессе реализации. Приятно похвалить и его команду, членов которой мы отметим благодарностями.
Если говорить о перспективе, то сейчас она, конечно, связана с подготовкой публикаций. Думаю, что нужно сразу же использовать электронный Журнал Общества теории музыки и «Научный вестник Московской консерватории» для тех докладов, которые уже готовы в редакционном отношении. А в дальнейшем работать над сборником материалов конгресса, что тоже потребует немалых усилий. Но это очень интересная и плодотворная работа.
Профессор К.В. ЗЕНКИН, проректор по научной работе, доктор искусствоведения:
EuroMAC (European Music Analysis Conference) – международный конгресс, который проводится с интервалом в три-четыре года в различных европейских городах. На конференциях собираются представители всех европейских обществ по анализу и теории музыки, в них принимают участие несколько сот музыковедов. Например, на прошлой конференции в Страсбурге в 2017 году выступило 260 участников. Поэтому параллельно работают как минимум четыре секции, и представлено огромное количество докладов со всего мира. Важно отметить, что хотя инициаторами являются европейские общества, но исследователи приезжают и с других континентов – из Америки, Азии, отовсюду, где есть теория музыки. Для Консерватории EuroMAC имеет огромное значение! Во-первых, у нас никогда не было музыковедческих конгрессов такого масштаба – это событие в нашей науке.
А формат онлайн облегчил участие тем, кто по каким-то причинам не смог приехать. Второй важный момент заключается в том, что наше Общество теории музыки, которое было создано 10 лет назад по инициативе профессоров Консерватории, и в первую очередь А.С. Соколова, на протяжении всего времени своего существования принимает участие в этих конференциях. Впервые наша большая делегация от ОТМ ездила на EuroMAC в Рим (2011). Затем наши коллеги участвовали в конгрессах в Лёвене (2014), в Страсбурге (2017). После Страсбурга было принято решение провести следующий конгресс у нас, в Московской консерватории.
Таким образом, наше ОТМ получило международное признание в виде мандата на проведение главного события всего европейского музыкально-теоретического «движения». Его признание означает и признание нашей науки, которая стала пользоваться за рубежом тем вниманием, которого она заслуживает. В Европе начали это понимать, с интересом читать, слушать, приглядываться к тому, что мы делаем. Помимо EuroMAC наши ученые принимают участие в ежегодных конференциях национальных обществ анализа и теории музыки в Италии, Германии, Франции, Португалии.
Несмотря на сложность с пересечением границ, нам удалось пригласить и какое-то количество людей из заграницы – связи уже наметились, они уже существуют. Это особенно приятно, потому что живого общения никакие экраны не заменят. Уж лучше в маске, но tête-à-tête, или как говорят теперь в Европе – mask-to-mask.
На прошедшем конгрессе у нас работали не четыре параллельные секции, а нередко даже шесть. Общее же количество секций в этот раз превышало 50. Меня пригласили принять участие в двух секциях – Invariant as a principle of modelling of the musical process («Инвариант как принцип моделирования музыкального процесса») и Deconstructing music theory («Деконструкция теории музыки»). Каждая тема по-своему интересна и важна, и у каждой секции есть свои приоритеты. Особенность EuroMAC как раз состоит в том, чтобы показать колоссальное разнообразие музыкальных тем, областей исследования, которыми сейчас интересуются во всем мире. Поэтому во время конгресса невозможно охватить все представленные секции, каждый участник выбирает свою линию, свои направления, которые для него особенно важны. Научная составляющая EuroMAC-10 еще будет анализироваться долгое время, и я думаю, что спустя несколько месяцев мы сможем адекватно оценить научный вклад конгресса в целом. Сейчас рано подводить итоги, делать выводы, поскольку невозможно было разом охватить все. К счастью, мне удалось послушать некоторые доклады, которые я хотел. И в их ряду в первую очередь отмечу замечательный пленарный доклад А.С. Соколова «Post scriptum как модус композиторского высказывания», который произвел на всех огромное впечатление. Доклад Александра Сергеевича знаменует собой новый поворот в проблематике анализа и теории музыки, ведь post scriptum – не чисто музыковедческая категория, она имеет явно междисциплинарное происхождение. Такой категории в теории музыки до сих пор не было, тем не менее, вся теория, отечественная и европейская, в последнее время именно такие модусы усваивает, что очень приветствуется. Открытия в науке, по словам Эйнштейна, всегда возникают при неких междисциплинарных пересечениях. Также я упомяну секцию под названием «Музыка и мультимедиа», посвященную электроакустической музыке. Ведущей секции была В.Н. Холопова, которая в последнее время очень много занимается этим современным направлением. Это необходимая тема, и в наше время важно ее изучать, освещать, и не случайно секция пользовалась большим успехом.
Профессор И.А. СКВОРЦОВА, зав. кафедрой истории русской музыки, доктор искусствоведения:
Конференции проводились в смешанном формате – онлайн и офлайн, – для этого требовалось технически грамотно осуществить процесс коммуникации. В результате, было очень много организационной работы, и необходимы были помощники, которыми стали наши волонтеры – музыковеды научно-композиторского факультета и аспиранты Консерватории. На протяжении всего конгресса ребята настраивали технику, следили за трансляциями в Zoom, координировали работу между докладчиками и переводчиками. Отмечу точность и слаженность работы между волонтерами, необыкновенную пунктуальность, дисциплину на секциях. Во время пленарных докладов наши волонтеры выступали в качестве технических модераторов, и порой на отдельных секциях им даже приходилось занимать место ведущего, принимать участие в дискуссиях, переводить вопросы из зала, следить за временным регламентом программы.
Если вдруг возникали технические неполадки, наши студенты оперативно все исправляли, помогали участникам проиллюстрировать свои доклады. Многие секции я слушала офлайн и обратила внимание на высокий уровень владения английским языком наших волонтеров. Ведь к нам приехало определенное количество иностранных гостей, которым необходимо было решать проблемы, вопросы, возникающие у них в процессе проведения EuroMAC, помогать ориентироваться в корпусах Консерватории, показывать аудитории. Я очень рада, что у нас есть такие замечательные ребята!
Профессор М.В. КАРАСЁВА, доктор искусствоведения:
Мне есть с чем сравнивать: я была участником предыдущих конгрессов EuroMAC в Бельгии и во Франции. И там, и здесь была членом экспертной комиссии по отбору заявок. А экспертам в этот раз пришлось нелегко: я, например, написала около 90 рецензий на присланные заявки-тезисы (в том числе иноязычные). Подчеркну, что языковый профессионализм коллег «одолел» тезисы, присланные на всех четырех официальных иностранных языках конгресса.
Было все как на других конгрессах: и волонтеры (из числа наших студентов и аспирантов), и велком-пати (вкусный и уютный), и вечерние концерты, и изданный к началу толстенный том с тезисами докладов. Принципиальное и инновационное отличие нашего конгресса – параллельный онлайн-формат. Он оказался не просто вынужденным пандемийным решением, но открыл новые возможности для более широкой коммуникации. Ссылки были открытыми, и присутствовать на конгрессе мог любой желающий.
То, как это было непросто реализовать, вам расскажут непосредственные «скульпторы» этого формата. Я же считаю, организаторы конгресса сделали почти невозможное – и по объему, и качеству работ. Из профессиональных впечатлений, пожалуй, выделю пленарный доклад А.С. Соколова. Переиначив реплику гордой полячки Марины, сказала бы, что «слышу речь не ректора, но музыковеда». Серьезного и глубокого аналитика. Мы весь доклад записали и выложили на сайт консерватории. Крайне полезный материал, как в учебно-специальном аспекте, так и в культурно-образовательном.
Ольга КУЗНЕЦОВА, редактор научно-аналитического отдела МГК:
Подготовка к конгрессу велась в двух параллельных направлениях: работа над сборником тезисов, который должен был быть опубликован к началу работы конгресса, и организация самих выступлений. При работе над сборником было важно учитывать авторские поправки, которые участники конгресса вносили в свои тезисы: за время переноса конгресса были опубликованы новые исследования, глубже разработаны темы, представляемые участниками, в биографиях авторов появились новые этапы профессионального пути.
Разработка системы организации самих выступлений велась в тесном сотрудничестве с отделом компьютерных технологий и информационной безопасности. Коллегами были созданы подробные и понятные инструкции для участников, сформирован регламент предоставления материалов для очного и онлайн-участия. С учетом поставленных Оргкомитетом задач, с участниками были проведены консультации по техническим вопросам, организованы пробные онлайн-подключения. Немаловажным было создание удобного интерфейса на официальном сайте конгресса euromac.mosconsv.ru, позволяющего быстро ориентироваться в программе конгресса, в его расписании и новостях.
Непосредственно в дни конгресса критически важной была возможность получить ту или иную информационную поддержку в режиме реального времени. Учитывая нюансы современной жизни в условиях пандемии, необходимо было также оперативно решать вопросы, возникающие в связи с изменением формы участия (с очного на онлайн-формат и наоборот), а в ряде случаев в связи с его отменой.