Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Это победа!

№ 4 (1251), апрель 2007

Не секрет, что в Европе, а нередко и у нас на родине господствует предвзятое, несколько скептическое отношение к русским музыкантам — исполнителям на духовых инструментах. Известно, что у истоков профессионального воспитания исполнителей на духовых инструментах в нашей стране стояли иностранцы. Однако по мере того как на смену им приходили отечественные музыканты, наблюдался заметный рост не только технических возможностей духовиков, но и уровня общей исполнительской культуры. Со временем духовые инструменты перестали выполнять роль исключительно оркестровых и заняли достойное место в сольном исполнительстве и ансамблевом музицировании.

Квинтет «Modus vivendi»

Квинтет «Modus vivendi»

Сегодня искусство игры на духовых инструментах в России вышло на очень высокий уровень, что с успехом доказал квинтет деревянных духовых инструментов «Моdus Vivendi», ставший победителем IV Международного конкурса духовых квинтетов имени Анри Томази, проходившего в марте во французском городе Марселе. В составе квинтета выступали аспиранты Московской консерватории Евгения Чепикова (флейта), Анастасия Табанкова (гобой), Наталья Белова (валторна) и студенты V курса Николай Агеев (кларнет) и Илья Каштан (фагот). Квинтет был создал в 2004 году. Первый успех ансамбля был связан с победой на I Всероссийском конкурсе духовых ансамблей в городе Казани (2004). С этого времени началась активная концертная деятельность коллектива.

К конкурсу имени Томази ансамбль готовился под руководством опытного наставника и выдающегося музыканта, заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов, народного артиста России профессора В. С. Попова. Свой вклад в совершенствование ансамблевого исполнительского искусства этого коллектива внесли профессора В. В. Березин, И. П. Штегман, А. С. Демин, народный артист России Р. О. Багдасарян.

Конкурс проходил в 3 тура, включавших в себя обязательные произведения и сочинения по выбору участников. В жюри, возглавляемом выдающимся французским кларнетистом, профессором Национальной парижской консерватории Мишелем Летьеком, входили известные музыканты из Западной Европы: Регис Кампо (композитор, Франция), Эрве Мишо (гобой, Франция-Испания), Мишель Гарсен-Марро (валторна, Франция), Карло Коломбо (фагот, Испания — Франция). Членам жюри предстояла нелегкая задача — определить сильнейшие ансамбли среди квинтетов из Франции, Германии, Англии, Швейцарии, Дании, Италии, Испании и других стран.

Состязания проходили в напряженной борьбе, много сил было отдано участниками при подготовке к этому серьезному конкурсу. Однако жесткий отбор I тура было суждено пройти немногим: из 15 квинтетов в полуфинал были допущены только 5.

Уже с первых дней конкурсных выступлений у духового квинтета из Москвы появились свои поклонники как среди простых любителей музыки, так и среди профессионалов, пришедших не только послушать великолепное исполнение, но и ознакомиться с современными тенденциями музыкальных исполнительских культур различных национальных школ. Волею жребия прослушивания II и III туров открывались выступлениями нашего квинтета, сразу задававшего другим участникам высокую планку исполнительского мастерства, перешагнуть через которую, впрочем, так никому и не удалось.

Опередив в нелегкой борьбе коллективы из Германии и Франции, «Моdus Vivendi» был удостоен I премии и самых восторженных откликов: ансамблевое мастерство российских музыкантов было признано членами жюри безукоризненным, а музыкальное исполнение самым эмоциональным и темпераментным.

На заключительном концерте лауреатов в Марсельской консерватории квинтет был удостоен чести исполнить сочинение «5 светских и духовных танцев» Анри Томази, чье имя носил сам конкурс. Сын композитора Клод, присутствовавший в зале, поднялся на сцену и лично поблагодарил молодых музыкантов за прекрасную игру, поздравив с блестящей победой.

После конкурса оргкомитет организовал нашим музыкантам двухдневный отдых в замечательном городе под названием Экс-ан-Прованс, знаменитом ежегодно проходящим здесь Международным фестивалем лирического искусства. Этот город с великолепным собором Сен-Совер, старым архиепископским дворцом (ныне театром д’Аршевеш), красивым бульваром Мирабо и знаменитым фонтаном в барочном стиле Ля Ротонд является исторической столицей Прованса, частью культурного и исторического наследия Франции. Есть в этом уютном городе и своя консерватория, носящая имя Дариуса Мийо.

Прекрасная победа духового квинтета «Моdus Vivendi» еще раз доказала, что отечественная исполнительская школа игры на духовых инструментах способна на равных конкурировать с западной и что у музыкантов-духовиков из России впереди еще много замечательных свершений и побед!

Наталья Злобина

Поделиться ссылкой: