Продолжая традиции
№1 (1384), январь 2022 года
В декабре минуло 5 лет, как ушел Рафаэль Оганесович Багдасарян, и концерт класса кларнетистов Московской консерватории, прошедший 25 ноября в Рахманиновском зале, несомненно, можно считать вечером его памяти. Концерт был организован одним из его учеников – Н.Л. Агеевым, перенявшим класс Р.О. Багдасаряна. И хочется сказать несколько теплых слов в его адрес, понимая значение человеческого фактора, особенно в искусстве, при удачной реализации какой-либо творческой идеи.
Еще недавно, посещая отчетные концерты класса Рафаэля Оганесовича, мы слушали его учеников, отмечали наиболее эффектно исполненные произведения, удачно подобранную интересную программу, в том числе и его помощником Н.Л. Агеевым. Но кроме сольных выступлений, Николай Львович делал вместе с педагогом и транскрипции для ансамбля кларнетистов. Рассказывая о концертах кларнетистов класса Р.О. Багдасаряна, мы всегда их называли шоу, так как в заключение профессор к этому дню делал новую транскрипцию для ансамбля кларнетистов (участвовали все ученики его класса) и это было нечто (!), так как публика отпускала музыкантов со сцены только после третьего исполнения этого произведения для ансамбля. Это было традицией на протяжении многих лет, и слова благодарности за организацию и ведение недавнего концерта, которые легли на плечи Н.Л. Агеева, тоже говорят о продолжении сложившихся на кафедре традиций.
Выступление на концерте класса – это нередко открытие нового имени. Не обошлось без этого и на кларнетном концерте 25 ноября в Рахманиновском зале. Замечательная виртуозная игра в «Скерцо для кларнета и фортепиано» Олега Давыдова, исполненного Владимиром Ершовым (класс доцента М.И. Безносова), которому аккомпанировал автор, было тепло встречено публикой. Радует то, что репертуар кларнетистов пополняется не зарубежными опусами, а произведениями отечественных композиторов. Пожелаем молодому автору, услышавшему свою Музу в удивительном звучании кларнета, удачи в написании и более крупных форм.
Ученики класса доцента М.И. Безносова порадовали также в сольных выступлениях: Андраник Манусаджев при исполнении «Сонаты для кларнета соло» Тибериу Олаха показал возросшее исполнительское мастерство, а Антон Власов удачно исполнил «Концертино для кларнета и фортепиано» Жанин Рюфф. Музыкант, кстати, только что вернулся с Международного конкурса в Петрозаводске, где прошел три тура и удостоился высокого звания лауреата II премии, с чем его и поздравляем!
Замечательно выступили ученики класса преподавателя Н.А. Агеева: Нонна Липартелиани и Алексей Шипунов показали отличную технику в произведениях, входящих в золотую коллекцию кларнетного репертуара, а Роман Кузин в «Арлекине» для кларнета соло Луи Каузака сумел завести публику и вызвать бурю восторга у любителей кларнета.
Студенты класса старшего преподавателя Ю.Б. Бабия, а это Цюань Лоу и Юань Чени показали пример элегантности и культуры исполнения классических произведений для кларнета. Эрнест Алавердян покорил публику высокой исполнительской техникой и темпераментом в фантазии на темы из оперы Бизе «Кармен» для кларнета и фортепиано И. Бальдеру – П. Сарасате.
Класс профессора Е.А. Петрова всегда радует разнообразием форм и жанров. Исполнение Квинтета для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Моцарта вернуло нас в мир классической музыки: обаятельная мелодия в исполнении на кларнете Даниила Сердюкова под прозрачный и высококлассный аккомпанемент струнных инструментов дала очередной повод для восторга. Также как и Трио для кларнета, виолончели и фортепиано Брамса, в котором Эрик Мирзоян нашел золотую середину звучания кларнета в ансамбле.
Порадовали исполнительским мастерством София Хазиева в Сонате для кларнета и фортепиано Ф. Пуленка и Александр Карачевцев, исполнив Фантазию В. Гетмана на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» для кларнета и фортепиано.
В заключение концерта прозвучала популярная и хорошо известная всем кларнетистам пьеса Б. Ковача «После Вас, мистер Гершвин» в исполнении Артёма Ваняна. В соответствии южному темпераменту и высокому мастерству исполнителя, она сорвала самые продолжительные аплодисменты у публики.
Отдельного восхищения достойны концертмейстеры класса кларнета МГК имени П.И. Чайковского. Александра Полякова радует нас не одно десятилетие своим высоким профессионализмом и той творческой атмосферой, которую она создает вокруг себя на сцене. Это достойно подражания и служит нашим молодым аккомпаниаторам примером концертмейстерского искусства.
Замечательный концерт дает повод еще раз сказать, что традиции, заложенные поколением наших педагогов не забыты, а продолжают существовать и развиваться даже в столь сложное время. Это позволяет говорить о сложившейся классической школе кларнета в России.
Профессор А.А. Бучнев, кандидат искусствоведения