Памяти великого художника
№1 (1384), январь 2022 года
IV Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Николая Григорьевича Рубинштейна прошел в сентябре-октябре 2021 года. I тур проводился по видеозаписям, на II и III турах участники выступили, как теперь принято говорить, «вживую» – в Малом зале Московской консерватории.
Ансамбли, которые участвовали в полуфинале и финале Конкурса, эти выступления, думается, запомнят надолго. Проведение Конкурса было отмечено большими трудностями, связанными прежде всего с COVID-19. Перед участниками, представлявшими зарубежные страны, стояла дилемма: пройдя сито отбора, они рисковали попасть в западню, попав по возвращении домой в 14-дневный карантин. Рискнуть решились немногие. Тем не менее, перед жюри в полуфинале предстали 10 ансамблей, которые выступили очень достойно.
В международное жюри, которое возглавил заведующий кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета Московской консерватории профессор Т.А. Алиханов, кроме председателя вошли Г. Мурзабекова (Казахстан), Б. Новицки (Польша), Я. Малецкис (Латвия), Е. Семишина (Россия, СПб), И. Менькова и А. Бондурянский (Россия, Москва). Ответственный секретарь жюри – В. Юницкий (Россия, Москва).
Перед жюри стояла непростая задача отбора финалистов. Нужно заметить, что разница между исполнительскими достижениями участников была весьма невелика, за исключением, быть может, лидеров – Квартета им. В. Берлинского, сразу обозначившего обоснованность своих профессиональных притязаний. И вот – финал. В нем предстояло выступить двум струнным квартетам, одному квинтету (струнному квартету с кларнетом), двум фортепианным трио и одному фортепианному дуэту. Таким образом, была сохранена жанровая палитра Конкурса.
![](https://rm.mosconsv.ru/wp-content/uploads/2022/01/-великого-художника-2-DaLi-Duo-scaled-e1643285403521-1024x1017.jpg)
То же можно сказать и о программе. Существующие ныне в стране серьезные конкурсы камерных ансамблей (кроме «Рубинштейновского», сюда можно отнести и Конкурс имени С.И. Танеева и Т.А. Гайдамович) весьма близки по репертуарным требованиям и образуют стройную систему, предполагающую сочетание обязательности и свободы выбора. Таким образом, в финале, где надо исполнять сочинения русских композиторов, перед нами раскрылась яркая панорама отечественной камерной музыки, представленная сочинениями П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова, А.Н. Глазунова. В полуфинальных прослушиваниях прозвучали опусы Ф. Шопена, Й. Брамса, Ф. Мендельсона, А. Дворжака, а также П. Хиндемита, Д. Шостаковича, П. Юона, Б. Чайковского, А. Бабаджаняна, И. Стравинского.
Квартет им. В. Берлинского (М. Калашников, Ф. Калашников, П. Романенко, Р. Филипов )
Результаты Конкурса явились отражением объективной картины состоявшихся соревнований. Первую премию жюри единогласно присудило Квартету им. В. Берлинского (Р. Филипов, Ф. Калашников, П. Романенко, М. Калашников), вторую – фортепианному дуэту DaLi Duo (Д. Кудина, Е. Гарбузова; класс доцента В.А. Юницкого). Три ансамбля разделили третью премию: это два трио – Contra-trio (Е. Балашова, А. Шабалина, В. Иофе; класс доцента И.В. Красотиной и профессора А.З. Бондурянского) и Фортепианное трио (Е. Шмидт, А. Парфеньева, М. Невлер; класс профессора Т.А. Алиханова), а также струнный квартет (И. Якушева, И. Наборщиков, Л. Лазарева, И. Михайлов; класс доц. В.В. Бальшина). Gran Quintet из Санкт-Петербурга (Е. Садовникова, Е. Ильиченко, П. Остапенко, М. Гранов, Л. Журавский), который готовился в классе доцента Г.Л. Малиёва, удостоился диплома.
Примечательно, что Конкурс проводился в дни, когда Московская консерватория отмечала 155-летие своего основания, и музыкальное событие стало данью памяти великому художнику – Н.Г. Рубинштейну. Члены жюри также посетили могилу Николая Григорьевича на Новодевичьем кладбище и возложили цветы. Кроме того, Конкурс был прекрасно организован. В этом, безусловно, большая заслуга сотрудников Общевузовского центра координации творческих проектов во главе с К.О. Бондурянской, они приложили немало усилий для успеха всего мероприятия.
Прошедший Конкурс подтвердил важность подобных событий для жизни Консерватории, ее педагогов и студентов, а главное – для дальнейшего развития камерно-ансамблевого исполнительства и педагогики.
Профессор А.З. Бондурянский