Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Пульс времени

№ 4 (1251), апрель 2007

24 марта в Большом зале состоялся концерт «От П. И. Чайковского до наших дней», где исполнялась музыка композиторов — педагогов Московской консерватории, ныне здравствующих и уже ушедших. Прозвучали два произведения русской классики (Andante cantabile Чайковского и Камерная симфония Шостаковича), была представлена музыка уже известных мастеров (Л. Бобылёва, А. Пирумова, А. Шнитке, А. Эшпая) и композиторов более молодого поколения (А. Арияна, С. Голубкова, Д. Дианова, А. Комиссаренко, К. Уманского, Е. Щербакова, К. Бодрова).

В концерте принимали участие народный артист России В. Гончаров (труба), заслуженная артистка России Л. Дмитерко (скрипка), лауреаты международных конкурсов А. Ариян (фортепиано), С. Голубков (орган, фортепиано), О. Жмаева (альт), Н. Кожухарь (скрипка), лауреаты всероссийских конкурсов Д. Дианов (орган), М. Дубов (фортепиано), лауреаты международных фестивалей О. Пащенко (фортепиано), Л. Фраёнова (скрипка), а также пианистка О. Алексеева и органистка О. Кравченко (класс профессора Н. Н. Гуреевой). На высоком профессиональном уровне выступили Камерный оркестром консерватории п/у С. Дяченко, Ансамбль современной музыки ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова п/у В. Валеева, Камерный оркестр аспирантов консерватории п/у Б. Кинтаса (Испания).

Концерт начался загадочным, изысканным по звучанию произведением К. Уманского «Appeals» («Зовы») для трубы и фортепиано, после чего «вихрем пронеслась» виртуознейшая фортепианная Токката А. Арияна, мастерски сыгранная автором. Первое отделение включало два органных произведения, связанных с именем Танеева и приуроченных к 150-летию со дня его рождения. На эту годовщину откликнулись Л. Бобылёв — его Прелюдия, фуга и постлюдия «Нашему учителю С. И. Танееву» прозвучала в интерпретации О. Кравченко, — и Д. Дианов, выступивший с Фантазией на темы романсов Танеева. Органная прелюдия и фуга на тему BACH С. Голубкова была весьма эмоционально исполнена самим автором, что соответствовало «романтическому» характеру органа Большого зала.

Три прелюдии и фуги для фортепиано из цикла «Полифоническая тетрадь» А. Пирумова замечательно сыграла О. Алексеева — ее стиль отличался особым артистизмом, чувством высокой культуры. Вместе с Л. Дмитерко О. Алексеева исполнила также Концерт для тубы с оркестром А. Эшпая в блестяще сделанной ею транскрипции для скрипки и фортепиано.

На несколько минут слушатель погрузился в «век романтизма»: прозвучало всеми любимое Andante cantabile из Струнного квартета № 1 П. Чайковского в транскрипции для альта и струнного оркестра К. Бодрова. Этот опус исполнил Камерный оркестр аспирантов консерватории п/у Б. Кинтаса, представившего также Симфониетту самого К. Бодрова. Красочная и многогранная музыка была наполнена светлыми образами.

Второе отделение открыли Два танго для скрипки и фортепиано Е. Щербакова, унесшие слушателя в мир далеких экзотических стран. Л. Фраёновой и О. Пащенко удалось передать характерный для композитора интерес к знойным «южным» интонациям. На «грешную» землю вновь вернула нас Соната № 2 для скрипки и фортепиано (Quasi una Sonata) А. Шнитке, ярко и экспрессивно исполненная Н. Кожухарём и С. Голубковым. В этой сонате, на мой взгляд, ощущается столкновение Бога и дьявола, света и тьмы.

«Зима» для камерного оркестра А. Комиссаренко словно воплотила спокойствие спящей природы и любование ее красотами, нежно и бережно донесенные до слушателей Ансамблем современной музыки п/у В. Валеева. В тонкой, рафинированной интерпретации «ипполитовцев» прозвучала и «Забытая увертюра №…» С. Голубкова — музыка интересная и непредсказуемая. Возникло впечатление, что «классическая» (в прокофьевском смысле) увертюра предстает как будто «сквозь дымку» (кстати, уже в самом названии произведения есть какая-то загадка). Концерт завершила Камерная симфония Д. Шостаковича: ее исполнение Камерным оркестром консерватории п/у С. Дяченко было посвящено 100-летию со дня рождения великого композитора.

Концерт получился очень интересным и разнообразным. Порадовало то, что не чувствовалось «господства» одного стиля: организаторы (Концертный сектор Композиторского факультета) постарались привлечь внимание слушателя широким спектром творческих направлений. «Пульс» нового века ощущался в сочинениях по-разному. Некоторые произведения были проникнуты духом красоты и гармонии, и это особенно приятно: слушатель устал от образов зла — ему вновь нужна эстетически прекрасная музыка. И молодое поколение будет делать для этого всё возможное!

Константин Ширяев,
студент I курса КФ

Поделиться ссылкой: