Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«РОССИЯ — ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА»

№8 (1391), ноябрь 2022 года

21 октября 2022 года закончился Международный музыкальный фестиваль «Россия – Вселенная звука» – масштабный и чрезвычайно важный в современной ситуации культурный проект, охвативший своими событиями огромную многонациональную территорию нашей страны, от Чукотки до Дагестана. Он проводился Московской консерваторией при поддержке Президентского фонда культурных инициатив на основе своего ежегодного фестиваля «Вселенная звука», имеющего уже 20-летний стаж и широкую международную поддержку. 

В этом году в свете Указа Президента РФ В.В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» и в ситуации объявленного Западом «запрета» культуры и искусства России фестиваль сфокусировал свое внимание на внутренних культурных достижениях нашего многонационального народа. Под расширенным названием «Россия – Вселенная звука» он сплотил вокруг своих миротворческих и просветительских идей деятелей культуры, студенчество и общественность десяти регионов: Республики Алтай, Бурятии, Дагестана, Якутии, Татарстана, Тывы, Сахалина, Таймыра, Чукотки, Самарской области. К событиям фестиваля присоединились также гости из других стран: Индии, Ирана, Кореи, Монголии, США, Турции, Японии и Западной Сахары.

Фестиваль получился чрезвычайно насыщенным и многоликим. Он выполнил свою главную цель –вовлечение как можно большей части населения России в обсуждение вопроса многонационального состава нашего общества. Возникла возможность для непосредственного диалога представителей разных культур друг с другом, чтобы люди смогли больше узнать друг о друге, научились слушать, слышать, понимать и уважать друг друга, невзирая на различия в этнической принадлежности, языках и обычаях.

Все без исключения программы отличались ярким колоритом и продуманным контентом. Для посетителей фестиваля была представлена широкая панорама традиций, бытующих на территории нашей страны. Однако отдельные выступления можно назвать подлинным открытием как для слушателей, так и для организаторов фестиваля. Речь идет об участии прямых носителей уникальных традиций крайнего востока и севера России: Чукотки, Сахалина и Таймыра.

Таймыр – самый северный полуостров Евразии, отличающийся обилием этнически самобытных музыкально-культурных традиций. В творческой программе фестиваля представители Таймыра выступали дважды: в июне в Москве и в октябре в Самаре. Большая лекция-демонстрация под названием «Напевы Таймырской тундры и музыкальные древности Сахалина» прошла в Лектории культурного центра «ЗИЛ» 15 июня 2022 года.

Встречу вела доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств Оксана Эдуардовна Добжанская. Ей же принадлежит честь формирования совершенно уникальной группы иллюстраторов ее чрезвычайно познавательной лекции, представленной реальными носителями, сегодня уже крайне редких, традиций заполярного полуострова. 

По роду своей хозяйственной деятельности нганасаны принадлежат к арктическим охотникам на дикого северного оленя. Это один из древнейших народов Севера, сумевший частично сохранить элементы своей традиционной культуры, в том числе способы изготовления одежды из меха оленя и ее украшения орнаментами, вырезанными из кожи. Зрители с большим интересом и удивлением слушали в исполнении Алексея Чунанчара и Светланы Кудряковой иносказательную песню в жанре кэнгэйрся с импровизированным благопожелательным текстом, адресованным всем присутствующим.

Как и другие народы Севера, нганасаны вплоть до наших дней являются носителями шаманской культуры. Советские этнографы сохранили ценнейшие видео- и аудиозаписи, а также текстовые описания акций камлания и обрядовых действ, проводимых знаменитым на весь край шаманом Дюходе и его сыновьями Тубяку и Демниме. Рудименты шаманского промысла сохраняются и сегодня. Алексей Чунанчар представил на встрече шаманский танец. 

Таймырские ненцы – оленеводческий народ, ведущий кочевой образ жизни. Постоянно передвигаясь по тундре, они освоили весьма обширные территории от Кольского полуострова до Таймыра. Традиционный репертуар ненцев составляют многочисленные песни о природе, птицах, животных, а также «родовые песни», повествующие о доблестях родоначальников и предводителей каждого рода: Харючи, Яптунэ, Вэнго, Ядне и других. Песню о многочисленном и процветающем роде Тэседо исполнил Павел Накочевич Ядне

Совсем иная судьба у энцев – самого малочисленного народа Таймыра (на сегодняшний день всего 237 человек). Зоя Николаевна Болина сохранила, благодаря своей матери, удивительную традицию энецких поющихся сказок сюдобичу. Во время встречи сказительница исполнила фрагменты из сказки «Волосатый великан» и песню «Девушка из рода Моггади», восхваляющую красоту, ум и искусное мастерство энецких девушек.

Народ долганы проживает не только на Таймыре, но и в Анабарском районе Якутии. Они считаются самой северной тюркоязычной группой. Игра на губном баргане занимает значительное место в сегодняшнем репертуаре долган, равно как и мелодичные песни самодеятельных авторов. На встрече прозвучала, в частности, песня Матвея Чарду «Бергехэ» («Шапка») в исполнении Натальи Фальковой и в сопровождении на баргане Анастасии Чарду.

Изумив московскую публику необычными для ее слуха звучаниями, красивейшими традиционными костюмами и своей готовностью до бесконечности рассказывать о жизни и традициях своего народа, чудесные посланники загадочной культуры Таймыра отправились по своим далеким домам. 

Но тема Таймыра на этом не закрылась, так как новая группа носителей таймырских традиций приехала на гала-концерт фестиваля в городе Самаре 18 октября. На этот раз нганасанские традиции – личные песни на нганасанском языке, наигрыши на музыкальных инструментах нганасан, а также театрализованную песенную сценку с куклами-персонажами «Старик и старушка» – представила Евгения Чебяковна Сидельникова, которая к тому же преподнесла вдохновенный рассказ о традициях своего народа на конференции для студентов Самарского государственного института культуры.

Музыкальный фольклор ненцев был представлен в Самарском гала-концерт Розой Накочевной Ядне. Среди ненцев популярны легенды о малорослом народце сихиртя. Эти светловолосые и красивые люди жили внутри сопок, добывали и обрабатывали драгоценные камни и металлы, по ночам пасли мамонтов и вообще умели управлять природой. Роза Накочевна исполняет песню девушки-сихиртя, которая шьет на берегу моря одежду из шкуры мамонта и напевает: «Если я сейчас потрясу эту шкуру мамонта – начнется пурга. А если ее просто аккуратно повешу – будет хорошая погода».

Сахалин прозвучал на московской встрече в июне очаровавшими всех слушателей негромкими и изящными музыкальными традициями нивхов: пением сквозь длинную трубу кални, приглушенными ритмами знаменитого «нивхского бревна» тятя-чхаш, печальными звуками смычкового тынгрына, шуршащими погремушками из рыбьей кожи, завораживающим ритуальным танцем и веселой «игрой в подбородочки». 

Всем известна завораживающая красота и особая энергетика Алтая, за которой едут в этот край тысячи людей. Однако в глубине этого таинственного чуда лежит древняя история и традиции народов Алтая, которые не каждому открываются с первого взгляда. 16 июня 2022 года в КЦ «ЗИЛ» прошла встреча с носителями алтайской культуры. Они рассказали о том, откуда берется шаманский дар, познакомили зрителей с алтайскими эпическими сказаниями. Также была представлена выставка изделий-реконструкций артефактов Пазырыкской культуры.

Считается, что традиция изготовления классических атрибутов кама (шамана) – костюма и шапки (манјак ӱлбӱрек), бубна и колотушки (тӱҥӱр ле орбу) – на Алтае утеряна. Но есть реальный обладатель этих неприкосновенных предметов – кам Владислав Челтуев, живущий в Кош-Агашском районе, о шаманском даре которого по Алтаю ходят легенды. Именно его уговорил приехать в Москву вместе с учеником Алексеем Юновымфилолог и фольклорист, глубокий знаток сибирских древностей Василий Ойношев. В этот вечер с нами были еще двое авторитетных гостей из Горного Алтая: сказитель  Эмил Теркишев (как говорят, единственный на Алтае кайчы, способный рассказать эпос «Алып-Манаш» от начала до конца) и искусный кузнец Аржан Кухаев, мастер по изготовлению предметов в пазырыкском стиле, небольшой коллекцией которых полюбовались посетители этой необычной встречи.

Ансамбль школы-студии этно-пения «Хадаг» («хадаг» /тибет/ – синоним бурятского слова «тэнгэри» /небо/) из Улан-Удэ привез на фестиваль целый обряд «Сагаан сарын найр» («Празднование белого месяца»). Это центральный календарный праздник Бурятии, объединяющий семьи, роды, друзей, коллег, весь народ. В полуторачасовое действо на сцене Рахманиновского зала оказался уложенным длинный процесс традиционного приема гостей, вознесения молитв буддийским и языческим божествам, совместных песен, хороводов и даже старинных игр, а также наслаждения мастерством приглашенных исполнителей на морин-хууретовшууре и недавно возрожденном исконно бурятском суха-хууре. Весь этот увлекательный сюжет был развернут учениками и коллегами выдающейся исполнительницы бурятских народных песен, международно известной исследовательницы традиционной культуры, народной артистки Республики Бурятия Гомбоин Ешин-Хорло Будуевны. 

Хомус (варган) – один из самых древних музыкальных инструментов народов мира. В Якутии это не просто инструмент, а настоящий сакральный символ национальной культуры народа саха. Несмотря на малый размер, хомус позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы и уводящие слушателя в бескрайние дали сибирских просторов, раскрывая философию жизни и космоса. 

Иранские музыканты Хамид Ганбари, Сияваш Валипур и певец Хосейн Нуршарг

«Чудеса, да и только!» – отозвались слушатели Рахманиновского зала (03.07.2022) об умении якутских девушек исполнять приветственные тойуки или протяжное пение дьиэрэтии. А о звучании хомуса самого Артура Семёнова было сказано: «Это нечто запредельное!». В гала-концерте в Самаре 18 октября снова звучал волшебник-хомус, а певческую культуру якутов слушатели познавали через вереницу традиционных жанров: тойук с его характерными горловыми призвуками, песни в стиле дэгэрэн с использованием приемов хонсуо(«гнусавое пение»), таналай ырыата («небное пение»),  хабарга ырыата («пение с гортанными хрипами»). Абсолютным открытием для всех присутствующих на концерте была встреча с недавно возрожденным якутским смычковым инструментом кылыьах-кырыымпа со струнами из конских волос.

Да разве же возможно рассказать обо всех чудесах, случившихся на фестивале в течение его 169-дневного марафона?! Сколько еще осталось за пределами нашего рассказа: звуковые красоты Дагестана, Поволжья, Рязанщины, Тывы, а также великолепные музыкальные программы гостей из Турции, Индии, Монголии, Западной Сахары! Самыми «выносливыми» зарубежными участниками, проехавшими с фестивалем почти по всему маршруту, оказались иранские музыканты во главе с выдающимся певцом современности Хосейном Нуршаргом.

При подведении итогов фестиваля оказалось, что более 90% из 272 непосредственных участников концертных программ составили молодые люди до 40 лет! Некоторые коллективы были целиком молодежными. Параллельно активной творческой линии фестиваля (концерты, лекции, круглые столы, выставки, студенческие встречи) развивались две сопутствующие процедуры социально-исследовательского характера – социальный опрос и всероссийский конкурс на одну и ту же тему: «Что вы знаете о своих соседях по стране?».

Опрос охватил людей, так или иначе попавших в информационное поле вокруг фестиваля «Россия – Вселенная звука». Он привлек 653 респондента, представителей 52 этносов, из которых 74% оказались людьми в возрасте до 44 лет. В конкурсе участвовали 135 человек в возрасте от 14 до 40 лет. Из них 11 человек стали участниками Полуфинала, проведенного в Самаре, шестеро в качестве финалистов представляли свои презентации в Махачкале. Трое (представители Самары, Москвы и Дагестана) получили призовые места.

Один из главных итогов фестиваля – выявление группы ярких, неравнодушных и активных молодых людей из разных регионов страны, желающих жить в России и жить достойно, внося свой личный вклад в духовное развитие и рост благосостояния нашего общества. Это бесценный человеческий капитал для нашего государства. Территориальная удаленность друг от друга не мешает им быть единой командой, способной влиять на умонастроения окружающих людей.

Что дальше? Готовим печатные материалы (буклет и два сборника). Готовим отчетный ролик и документальный фильм. Готовим следующий фестиваль. Уже стекаются заявки на участие в нем из разных регионов нашей великой страны, поистине оказавшейся необъятной Вселенной звука!

Доцент М.И. Каратыгина, художественный руководитель фестиваля

Фото Евы Лобастовой

Поделиться ссылкой: