Великое чудо музыки
№ 3 (1250), март 2007
17 января 2007 года в Рахманиновском зале состоялся юбилейный концерт народной артистки России, профессора Юлии Андреевны Туркиной, который по праву можно считать выдающимся событием в музыкальной жизни столицы. Солнечная энергия, искренность, яркое воплощение музыкальных образов в сочетании с фортепианным мастерством вызвали у слушателей волшебное ощущение соприкосновения и единения с вдохновенным искусством пианистки. Выступавшие с Юлией Андреевной в концерте солист МГАФ, заслуженный артист России Александр Загоринский (виолончель), Московский камерный оркестр «Времена года» п/у заслуженного артиста России Владислава Булахова, выпускник вокального факультета, лауреат международных конкурсов Григорий Соловьев проявили такое бережное отношение к намерениям пианистки, такое чуткое взаимодействие живых интонаций в исполняемых ими произведениях, что случилось чудо — зазвучало настоящее ансамблевое музицирование.
Великолепно были исполнены «Пять русских песен» («Величальная», «Рекрутская», «Масленичная», «Свадебная», «Шуточная») для виолончели и фортепиано А. В. Самонова. В музыке раскрылся замечательный мелодический дар композитора (ни в одной песне он не прибегает к цитированию), проявилось тонкое ощущение многообразия красок, свойственное человеческому голосу и различным инструментам. Ансамбль Александра Загоринского и Юлии Андреевны передал присущее «Песням» чувство красоты и гармонии с неподдельной искренностью. Слушатели были очарованы мягким и теплым звучанием в сочетании с особыми, «говорящими» интонациями музыки.
Особая роль в событии 17 января — как в проведения самого концерта, так и в отношении репертуара — принадлежала американскому композитору Джону Эпплтону. В концерте прозвучала четырехчастная соната композитора для виолончели и фортепиано (2005). Состоялась также мировая премьера концерта для фортепиано и камерного оркестра, сочиненного им в самом конце 2006 года (как тут не восхититься пианисткой, выучившей произведение за столь короткий срок!). Черты конструктивизма в музыке этих произведений сочетаются с интонациями, характерными для русской народной музыки и советской песни. (Возможно, тяга к русским мелодиям заложена в творческом сознании Эпплтона генетически, ведь его корни идут из России.) В сонате используются также темы из произведений П. И. Чайковского, современные латиноамериканские мелодии и музыка барокко. Концерт подкупает своей теплотой, искренностью и даже некоторой наивностью.
Оба сочинения Эпплтона можно назвать яркими художественными полотнами, сплетенными из поэтичных, напевных и виртуозных картин. Благодаря неподражаемой артистической индивидуальности пианистки замысел автора приобрел глубокое и совершенное воплощение. На сцене царили высокий артистический уровень и вдохновение, создавшие неповторимую атмосферу единения с публикой. Говоря словами А. Солженицына, в выступлении Ю. А. Туркиной и ее партнеров было «жизни и красок на десятерых». В большой степени этому способствовали проникновенность и блестящее мастерство владения инструментом Александра Загоринского, тонкое, чуткое звучание оркестра.
Юлия Андреевна, оставшись без сестры, неизменного творческого товарища, пережила трудные годы. Накоплен грандиозный опыт концертной жизни, выкована замечательная фортепианная ансамблевая техника. И прошедший концерт — лучшее свидетельство тому, что пианистка не просто сохранила блестящие профессиональные качества, но с удивительным вдохновением и радостью готова делиться ими с коллегами — музыкантами, учениками, слушателями. Секрет ее успеха — в любви и преданности музыке, трепетное и восторженное отношение к которой она испытывает на протяжении всей своей жизни. Нам остается только пожелать Юлии Андреевне как можно дольше сохранять этот дар и — ждать следующих концертов.
Р. И. Хорунжая