Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Это все консерватория

№ 3 (1250), март 2007

Д. В. Дианов с учениками и исполнителямиПришедшие в Малый зал 18 января, в Прощеное воскресение, получили заряд положительных эмоций и энергии на всю неделю. Пятый вечер цикла «Памятные даты», посвященный творчеству Б. Бакфарка, Ж. -Б. Люлли, О. Козловского, Ф. Шуберта, Э. Элгара, З. Кодаи, Я. Сибелиуса и инициированный доцентом кафедры органа и клавесина Дмитрием Диановым, можно с полной уверенностью отнести к ярким и интересным событиям в культурной жизни столицы. В концерте помимо автора проекта приняли участие молодые органисты — его ученики, а также Василий Маслов (кларнет) и Хор студентов музыкального факультета МПГУ п/у Александра Соловьева.

Вечер как всегда получился насыщенным — почти три часа (!) звучания живой музыки. Но программа была построена таким образом, что слушатели не чувствовали усталости. Напротив, хотелось слушать еще и еще. На суд публики были вынесены сочинения разных жанров, национальных школ и стилей. Рядом с произведениями крупной формы — сонатами и фрагментами органной мессы — соседствовали небольшие по объему арии, танцы, марши, ансамблевая и хоровая музыка. И, конечно же, все исполнители выступали с полной отдачей.

В наше время очень непросто сказать свое слово в органном исполнительстве. За последние 15–20 лет многие органисты получили образование в престижных учебных заведениях зарубежья; сегодняшние студенты свободно путешествуют по всему миру, посещают мастер-классы знаменитых профессоров и слушают редкие записи. Да и публика стала иной — более требовательной и взыскательной. В самом деле, разве можно чем-либо удивить нашего слушателя, если что ни день страну посещают маститые мэтры?

Дмитрию Валентиновичу это удается. Он человек высокой музыкальной культуры и редкой эрудиции, которая позволяет ему постоянно обновлять репертуар, находить что-то уникальное. Прежде всего это многочисленные транскрипции — начиная от простейших обработок, переложений для органа и кончая парафразами и фантазиями на заданную тему. Для последнего концерта были сделаны обработки сочинений Б. Бакфарка, транскрипции двух полонезов и «Lacrimosa» О. Козловского для хора и органа, а также переложение «Энигма-вариаций», фантазия на тему Первой симфонии и сюита из помпезных и церемониальных маршей Э. Элгара. В таком деле невозможно обойтись без обширных теоретических знаний, свободного владения органом и композиторского таланта. И еще — вкуса к научно-исследовательской деятельности, ведь без этого современный исполнитель уже не мыслим как полноправный артист и художник. Свидетельство тому — 16-страничные комментарии, подготовленные Д. Диановым к классному вечеру, в которых содержатся и творческие биографии композиторов, и характеристики исполняемых сочинений, и масса других интересных подробностей.

В концерте приняли участие как уже хорошо известные публике «ветераны сцены» — А. Максимова и О. Кошкина, студентка О. Бижако, — ярко и убедительно исполнившие сонаты Элгара, сюиту маршей Элгара — Дианова, «Интраду» Я. Сибелиуса и фрагменты органной мессы З. Кодаи, так и начинающие органисты — М. Чершинцева и Д. Чебанюк. В их интерпретации прозвучали молоизвестные миниатюры: танцы Люлли, «Императорский марш» Элгара, 4-ручная фуга Шуберта и два антракта из музыки к трагедии В. Озерова «Фингал» (в ансамбле с В. Масловым).

Особый успех выпал на долю Хора студентов музыкального факультета МПГУ, исполнившего два полонеза — «Гром победы, раздавайся», «На победы М. И. Кутузова» (написанных соответственно по случаю взятия турецкой крепости Измаил и в честь победы в Отечественной войне 1812 года), «Lacrimosa» из Реквиема (созданного на смерть последнего короля Польши) О. Козловского и, наконец, «Песню о Московской консерватории» Д. Дианова (на слова Л. И. Гришкина).

Под звуки героической музыки зал встрепенулся и ожил. Художественный руководитель и дирижер хора А. Соловьев прекрасно передал торжественный характер полонезов и кантиленность звучания одного из самых лиричных отрывков Реквиема, найдя в каждом сочинении верные штрихи и тонкие исполнительские приемы. Ясность и четкость жеста, глубокое проникновение в содержание произведений, огромная воля и музыкальность — так можно характеризовать его исполнительскую манеру. И хор прекрасно понимал и выполнял все указания своего руководителя, реагируя на взмах руки слаженным и дисциплинированным звучанием. Настоящий фурор вызвала заключительная «Песня»:

Это всё консерватория,

И наука, и история.

Влюблены мы в стены эти,

За культуру мы в ответе…

Хороши были и слова, и музыка, и исполнение! Все потрудились на славу и были вознаграждены овациями зала.

Мария Макарова

Поделиться ссылкой: