Просто и изысканно
№ 3 (1250), март 2007
16 января симфонический оркестр Большого зала консерватории п/у народного артиста России, профессора Леонида Николаева исполнил музыку народного артиста России, профессора Владислава Агафонникова. Завершилась концертная триада, посвященная юбилею композитора.
Проникновенным плетением деревянных духовых открыла концерт Симфония памяти В. Я. Шебалина. Начало было простым и в то же время изысканным. Композитор словно обращался к каждому, говоря о сложных вещах языком ясным и незамутненным. Вступительное повествование, приобретающее по мере развития грандиозный размах, переросло в исполненную мужества и благородства главную партию.
Сильную и страстную музыку первой части сменила яркая и динамичная вторая. Она пронеслась как единый эмоциональный вихрь, и вот уже вагнеровский хорал медных возвестил начало финала. Проведя нас дорогой глубокого философского размышления, симфония завершилась мерной поступью литавр.
В начале второго отделения было исполнено «Музыкальное приношение» памяти Н. Я. Мясковского, написанное летом 2006 года к 125-летию со дня рождения композитора. Чистота и ясность звучания струнного оркестра в сочетании с мастерством композитора создали впечатление удивительной просветленности.
Завершал вечер Концерт для фортепиано с оркестром. Немногие знают о том, что помимо композиторского факультета Владислав Агафонников в свое время получил специальное фортепианное образование в классе ученика Г. Г. Нейгауза Я. И. Зака. Ему посвящено это произведение. На сцену вышел сам автор, чтобы исполнить партию солиста. Речитатив рояля в басовом регистре сразу приковал к себе внимание. И вот уже мощная энергия, присущая исполнительскому стилю Агафонникова-пианиста, полностью захватила слушателя. В атмосферу таинственного созерцания погрузила зал вторая часть, построенная как диалог между роялем и фаготом. Как некое колдовство, сотканное из септим и сконцентрированное в повторяющемся звуке «ми», звучала партия рояля, которой противостоял по-человечески выразительный голос фагота. Когда в кульминации эта нота отозвалась колокольным звоном, у меня невольно сжались пальцы, а по спине пробежали мурашки… В блистательном финале проявились не только виртуозность, но и глубокое знание возможностей солирующего инструмента. Концерт был великолепен! Композитор-исполнитель стоял на сцене, и благодарностью ему были бурные аплодисменты.
Так завершился праздник. Без единой прямой цитаты В. Агафонников воплотил в сочинениях образы своих замечательных педагогов. И сквозь портреты выдающихся музыкантов, таких непохожих друг на друга, мы увидели черты самого Владислава Германовича — преемника великих традиций, самобытного и талантливейшего композитора.
Анна Музыченко