Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Соловьиные сады

№ 3 (1250), март 2007

З. Л. СоткилаваАх, как жаль, что вас там не было!

Сады начинались сразу у стен консерватории: откуда-то сверху разливались сочные рулады будущих оперных див, сиренью тая в теплом весеннем воздухе, а в подъезд Большого зала то и дело «вплывали» зонтики разноцветных букетов. Во всем ощущалось предвкушение королевски-роскошного пиршества — звукового и энергетического. Но того, что подарил нам этот вечер, невозможно было предугадать даже самым смелым воображением!

В храме искусства по случаю своего 70-летия принимал гостей народный артист СССР, солист ГАБТа Зураб Соткилава, «солнечный талант нашей эпохи» (как представил юбиляра ведущий концерта С. Бэлза). Профессор консерватории, почетный член Болонской музыкальной академии, один из лучших Отелло в мире, золотой призер барселонского конкурса, «Золотой Орфей» по признанию Болгарии, профессиональный футболист, дипломированный геодезист… Алмаз редкого тенорового дарования искрился всеми гранями, подсвеченный лучами и искорками коллег и учеников. Сцену украсило драгоценное созвездие примадонн: партнера вдохновляли и поддерживали своим изысканным искусством народная артистка Маквала Касрашвили, народная артистка Нина Терентьева, заслуженная артистка Хибла Герзмава.

Рояль моментально превратился в огромную клумбу, и верный рыцарь вокала Важа Чачава откликался, подхватывал и дополнял юбиляра своим не менее грузинским темпераментом, в полном смысле слова — из райских кущ! Это был великий мастер-класс для певцов и пианистов, актеров и режиссеров — для всех, кто в нынешний век не потерял способности удивляться и радоваться жизни, неся это умение другим. Уже с первых романсов было ясно, что лествица Г. Нейгауза «пианист (вокалист) — музыкант — художник — Человек» для мастеров российской сцены не пустой звук.

Первое произведение программы, по меткому выражению ведущего, «как нельзя более соответствовало историческому моменту»: звучал романс Чайковского «То было раннею весной». Маг и магистр вокала околдовал зал сладко-масляными красками сочных средних тонов, погрузил в негу весенних ароматов, ошеломил бесстрашием безупречных верхов… Бог с Вами, дорогой юбиляр, ну никак не 70 вашему голосу! Не иначе как кто-то свыше перепутал, или мы имеем дело с невероятной вокальной школой! Как тут было не воскликнуть «bravi, maestri!», когда, завершая сольную часть программы, певец в свиридовском credo («Я Божьей милостью певец, бужу я искру Божью») продемонстрировал феноменальную технику, созданную великими учителями Д. Ангуладзе и Д. Барра. Да, вокалист на сцене никогда не бывает один, даже если поет a capрella — всегда и виден, и слышен труд его педагога.

Продолжившие концерт ученики маэстро — Владимир Редькин, Владимир Богачев, Михаил Давыдов, Александр Науменко, Алексей Долгов, Сергей Тужин, Сергей Дудкин — брали зал в плен каждый по-своему, но с блеском и артистизмом. И вот что примечательно: если краски звуковой палитры Учителя неразложимо смикшированы, то в творчестве учеников еще можно выделить какие-то отдельные приемы. Главное же, что отличало молодежь (в классе представлены все типы голосов!), — это то, что они стремились быть больше чем вокалистами: всех певцов отличал высокохудожественный уровень исполнения. Красавицы класса — Алла Колганова, Амалия Гогешвили, Рената Талыпова, Майрам Соколова и концертмейстер класса Карина Погосбекова — украсили мужское собрание прелестью звучащих сердец. И не только у педагога текли слезы счастья по щекам, когда отлично прилаженный секстет из «Лючии ди Ламмермур» горячо и вдохновенно пел для своего любимого профессора, стоявшего рядом.

«…посадить дерево, вырастить человека, — напомнил Зураб Лаврентьевич залу древнюю истину. — Я посадил сад — вокальный». И соловьиные песни — дуэты, трио, сцены из опер — щедро расцветали, одаряя нас светом высокого искусства. Но кульминацией программы стал поистине королевский подарок юбиляра — в его исполнении прозвучала заключительная сцена из оперы Верди «Отелло», после которой даже самым искушенным слушателям (а таких в зале было большинство) уже нечего было желать! Разве что выхода на сцену всех участников концерта (замечательно «вписался» в труппу соткилавовцев Григорий Соловьев, студент профессора Б. Н. Кудрявцева) в искрометной итальянской тарантелле «Funiculi, funicula»!

Зал стоя приветствовал солнечного тенора и его соловьиный сад. Цвести ему во славу российского искусства! И дай Бог, чтобы про каждого из птенцов Зураба Соткилавы можно было сказать так же, как об Учителе: символ и гордость нашего искусства. Его соловей и садовник!

Ганна Мельничук

Поделиться ссылкой: