Кларнетовый парад
№ 2 (1249), февраль 2007
Недавно завершившийся ХХ век открыл концертную эстраду ряду инструментов, которые долго считались лишь оркестровыми. И открытие это всегда было связано с появлением суперисполнителя, который способен был совершить со своим инструментом подлинное чудо. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните контрабас Сергея Кусевицкого, виолончель Мстислава Ростроповича или альт Юрия Башмета. А теперь, несомненно, в числе блистательных оркестрантов оказался и кларнет Рафаэля Багдасаряна.
Приглашение посетить «Вечер музыки для кларнета», который был приурочен к 140-летию Московской консерватории, естественно вызвал большой интерес. Публика в тот вечер заполнила чудесный Рахманиновский зал не только до краев, но и свободно перетекла на подоконники. Скажем сразу — равнодушных и разочарованных не было. И быть не могло: ведь «пружиной», раскрутившей весь этот необычный художественный «маховик», оказался музыкант замечательный, которого хочется назвать подлинным Рыцарем кларнета. Речь идет о народном артисте России, профессоре Рафаэле Багдасаряне, инструмент которого уже многие десятилетия чарует слушателей в Большом театре и на лучших концертных площадках Москвы. И не только. Совсем недавно мы слушали кларнет Р. Багдасаряна в ансамблевом номере программы, посвященной памяти Татьяны Гайдамович, а чуть ранее на сцене Дома музыки кларнетист играл сольную партию в знаменитом Квинтете В. А. Моцарта.
Ценно, что Р. Багдасарян многие десятилетия с 1957 года формировал и продолжает расширять репертуар для кларнета — как сольный, так и ансамблевый. В переложении профессора замечательно прозвучали Интродукция и Рондо-каприччиозо К. Сен-Санса (А. Назиуллин), Дивертисмент для двух кларнетов и фортепиано А. Пончиэлли (сочинение впервые исполнило трио в составе А. Назиуллина, Д. Рыбалко и Р. Аббясовой).
И вот на сцену вышел весь класс профессора. В его транскрипции и инструментовке прозвучал Ракоци-марш Г. Берлиоза. Марш бисировался — в исполнительском прочтении сочинения проявился незаурядный художественный темперамент Багдасаряна-дирижера.
Среди произведений, которые были инспирированы энергетикой профессора, оказалась и Фантазия на темы из оперы «Кармен» Ж.Бизе, принадлежащая перу А. Розенблата. Пьесу блестяще исполнил Д. Рыбалко. И вообще надо сказать, что демонстрация все возрастающих технических и звуковых возможностей подопечных Р. О. Багдасаряна возрастала по мере продвижения программы. Хочется отметить яркое исполнение труднейшего концертного этюда К. Мостраса О. Соломахиным, виртуозную игру А. Михайленко, исполнившего концерт Жана Франсэ. По-особому проникновенный, говорящий звук А. Карташева (Каприс П. Жан-Жана и Скерцо из IX симфонии Д. Шостаковича), И. Огородниковой (Концерт Л. Шпора). Очень музыкально и темпераментно прозвучали Интродукция и Рондо Ш.-М. Видора в исполнении Хван Су Хи (Южная Корея). Замечу, кстати, что дамский состав участников «Парада-Багдасаряна — 2006» ни в чем не уступал мужскому населению класса. Особые слова признательности здесь надо прежде всего обратить к концертмейстеру, талантливой пианистке Р. Аббясовой, которая столь сложную программу играла с удивительной свободой и точным ощущением стиля исполняемой музыки.
Интересно было послушать труднейшую сонату Л. Бернстайна в яркой интерпретации Н. Агеева, сольные пьесы для кларнета И. Стравинского, которые вдохновенно сыграл А. Балынский. Слушатели очень тепло встретили С. Мунинкина с концертом для кларнета Л. Книппера, который композитор посвятил Р. Багдасаряну.
Отрадно, что кларнетовые парады класса Р. Багдасаряна проходят не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Только, например, в завершающемся году игру маэстро и его команды слушали в Уфе и даже в далеких Братске и Усть-Илиме.
Несомненно, собственным примером поразительно многогранной деятельности профессор Р. О. Багдасарян вносит бесценный вклад в формирование молодых музыкантов.
Профессор Е. Б. Долинская