Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

От градуала до Всенощного бдения

№4 (1405), апрель 2024 года

С 27 февраля по 1 марта в Московской консерватории проходила международная научная конференция «Средневековая литургическая монодия и ее исторические перспективы». Наш корреспондент пообщался с одним из организаторов мероприятия, преподавателем кафедры теории музыки МГК Л.И. Сундуковой.

– Людмила Ивановна, тематика прошедшей конференции весьма нетривиальна. Подобные мероприятия в современном музыкальном пространстве единичны, если не сказать уникальны. Кому принадлежала идея организовать это собрание?

– Автором идеи выступила профессор Юлия Викторовна Москва, которая является крупнейшим специалистом в области изучения григорианского хорала в нашей стране. Еще осенью она предложила мне войти в организационный комитет, и я, конечно же, с радостью согласилась. Эта тема, во-первых, мне близка, а во-вторых, – интересует с профессиональной точки зрения.

 Четыре дня для конференции  довольно большой срок.

– Насколько мне известно, изначально планировалось более камерное мероприятие. Музыкальная медиевистика в нашей стране, особенно западноевропейская, занимает весьма периферическое положение. Долгое время нам не поступало вообще никаких заявок на участие, но потом их стало очень много. Нам даже пришлось расширить ранее намеченные сроки. Поразительна и география, которую охватывали эти заявки: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск, а также Венгрия, Австрия, Италия, Швейцария. Оказалось, что эта идея получила огромную поддержку. Из камерной конференция превратилась в международную!

– Руководство Московской Консерватории Вас поддержало?

– Все руководство Консерватории очень активно помогало в организации. Большое содействие и поддержку оказали и проректор по научной работе, профессор К.В. Зенкин, и ректор Консерватории, заведующий кафедрой теории музыки профессор А.С. Соколов.

 Программа конференции впечатляет: древнерусская и западноевропейская традиции от самых древних пластов до современности. Как удалось все систематизировать?

– Программа была скомпонована по блокам. Три секции были посвящены древнерусской монодии. Вполне ожидаемо, что удельный вес докладов пришелся на эту область. В нашей стране аккумулируются силы в этом направлении, прежде всего это происходит в Санкт-Петербурге, где есть кафедра древнерусского певческого искусства при Консерватории. Сотрудники нашего центра церковной музыки также выступили с интереснейшими докладами.

Одна секция была связана с григорианским хоралом, где помимо исследований непосредственно этой традиции (труды Ю.В. Москвы, Раймундо Перейра Мартинеса, Марко Джулиани), был затронут вопрос цифрового музыковедения. Ему был посвящен доклад Полины Песенки. Очень перспективное и нужное направление.

Третий день был посвящен претворению монодии в композиторской музыке, как в европейской, так и русской, от Возрождения до современности. Авторская музыка неразрывно связана с монодией. Это то, что окружает в повседневной жизни и формирует музыкальный вокабуляр. Особенно на этапах до Новейшего времени.

 Очень разнородный материал. Участники смогли найти общий язык?

– Несмотря на то, что были представлены исследования в таких разных областях, я обратила внимание, что специалисты, например, в области древнерусской монодии с большим интересом слушали сообщения про западноевропейскую традицию. Большое воодушевление у всех вызвал доклад о тибетской музыке, а это далекая от нас культура.

 Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии.

– Я выступала в секции, посвященной претворению григорианского хорала в авторской музыке, с докладом об одновременной работе с несколькими первоисточниками в мессах рубежа XV–XVI веков. Хочу выразить большую благодарность ансамблю Monte Verde, участники которого любезно согласились сделать живые музыкальные иллюстрации к докладам участников конференции. Вы же слышали?

 Да, они выступали сразу после завершения Вашего доклада с разделом мессы Святого Донатиана Якоба Обрехта.

– Для меня это особенно приятно. Дело в том, что я не имела доступа к изданию этого сочинения, и мне пришлось сделать транскрипцию самостоятельно по факсимиле манускрипта.

 Вам были доступны аудиозаписи этой мессы? Чем Ваша расшифровка отличается от них?

– Моя транскрипция имела некоторые отличия в силу того, что, как известно, в нотации прошлых веков не было принято досконально фиксировать хроматику. В этом случае у редактора есть поле для творчества. 

 Помимо непосредственно докладов, какие еще мероприятия включала конференция? 

– Выдающимися событиями стали концерт ансамбля «Асматикон» и мастер-класс певчего папской капеллы в Ватикане Раймундо Перейра Мартинеса, посвященный практике пения григорианского хорала.

 Как он проходил?

– В интерактивном формате. Раймундо постоянно взаимодействовал со слушателями, вовлекал их в исполнение. Предварительно он дал справку о бытовании хорала в современной практике, а затем сконцентрировался в основном на исполнительских аспектах, рассказывая о встречающихся невмах и о способе их пения. Участниками мастер-класса стали люди разной степени осведомленности в этой теме, но он легко и непринужденно смог выстроить общение со всеми.

 То есть Вы пели по нотам, записанным невменной нотацией?

– Да, по нотам Graduale triplex, где невменная нотация объединена с квадратной. Поэтому проблем ни у кого не возникло.

 Вам удалось пообщаться с участниками конференции? Какие у них впечатления?

– Удалось со многими. Все выражали искреннюю благодарность за идею и организацию. Мне кажется, что все сумели так или иначе обогатить свой научный кругозор, прикоснуться к тем областям знания, к которым в своей повседневной жизни имеют мало отношения.

 Как Вы считаете, эта тема востребована сегодня?

– По итогам конференции я сделала для себя несколько важных выводов. Во-первых, утвердилась в своем представлении о том, насколько сильна в нашей стране школа изучения древнерусской монодии. Исследователи показали глубокие знания в этой сфере и высокий уровень профессионализма, о чем свидетельствовали не только сами доклады, но и последующие дискуссии. Второй момент – труды о западноевропейской литургической традиции у нас, к сожалению, единичны. Это понятно – в большинстве случаев мы не имеем прямого доступа к источникам, а католическая и протестантская конфессии не являются в России ведущими. Но все же, я считаю, поскольку в образовательные программы наших консерваторий входит изучение зарубежной музыки, мы не должны оставлять без внимания эту область знания. Не секрет, что литургическая монодия в различных проявлениях оказала огромное влияние на музыкальный язык композиторов – от Средневековья до Новейшего времени.

– Людмила Ивановна, Вы считаете, что у этого направления есть в нашей культурной традиции дальнейшие научные перспективы?

– Наша страна многоконфессиональна. Помимо христианских течений, имеют место восточные религии – буддизм, шаманизм. Они тоже очень музыкальны; богослужения в них сопровождаются музыкой. Единственный доклад, который коснулся этой области, показал, что это чрезвычайно интересно, но мало изучено. Думаю, стоит непременно продолжать практику организации конференций на эту тему. Очевидно, что научное сообщество испытывает голод в подобных мероприятиях.

Беседовала Елена Арутюнова, IV курс НКФ, музыковедение

Поделиться ссылкой: