Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В поисках «генетической общности»

№4 (1405), апрель 2024 года

2–4 апреля 2024 года в Екатеринбурге прошел Пятый Международный конгресс Общества теории музыки (ОТМ). В значимом собрании приняла участие представительная группа маститых ученых Московской консерватории в лице ректора, профессора А.С. Соколова, проректора по научной и воспитательной работе, профессора К.В. Зенкина, проректора по учебной и методической работе, профессора Н.И. Тарасевича и других ученых, принявших участие в пленарных и секционных заседаниях.

К.В. Зенкин

Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского вместе с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского и ОТМ выступила в качестве организатора очередного важного научного собрания. Напомним, что российское Общество теории музыки было учреждено еще в 2011 году на учредительной конференции в Московской консерватории и вошло в «семью» европейских обществ теории и анализа музыки на конгрессе ЕuroМАС – 7 в Риме («РМ» знакомил с этим событием своих читателей – см. 2011, №7). Затем развернутые международные конференции проходили в разных городах нашей страны (Первый конгресс ОТМ состоялся в 2013 году Санкт-Петербурге; Второй и Третий в 2015 и 2017 годах в Московской консерватории; Четвертый – в 2019 году в Казанской консерватории – см. «РМ» 2015, №7; 2017, №7; 2019, №9). В 2021 году под эгидой ОТМ в Московской консерватории прошел международный EuroMAC – 10. И вот, после долгих ковидных ограничений, Екатеринбург принял Пятый конгресс.

Тема состоявшегося Конгресса  «Генетические общности теории музыки: жанр, стиль, язык в динамике истории»  выбиралась и утверждалась «коллективным разумом», на заседании Совета и Научного комитета ОТМ. Она предполагает рассмотрение явлений (и соответствующих им понятий и терминов), связанных с классификациями, которые сложились в науке о музыке на основе родства по тем или иным признакам.Используемое словосочетание «генетические общности» подводит некое общее основание под столь различные явления, как музыкальный жанр, стиль и язык. Этот ряд в принципе открыт, давая возможность выступающим также говорить о школе, направлении и т.д. Выявление и уточнение признаков общности (инвариантов) – одна из предлагаемых задач в научных подходах.

Тема проходившего Конгресса перекликалась с проблематикой предыдущего. Она предполагала продолжение научной дискуссии, предопределенной в Казани темой Четвертого конгресса: «Термины, понятия и категории в музыковедении». При этом, как заметил проф. А.С. Соколов в преамбуле своего выступления, «нынешняя наша задача, с одной стороны, сужена (речь пойдет только о стиле, жанре и языке), а с другой углублена ракурсом рассмотрения (в динамике истории)». И продолжил: «Стимулом для постановки такой задачи стал и проведенный в 2021 году в Московской консерватории весьма представительный Десятый Европейский Конгресс по музыкальному анализу (10 EuroMAC), подтвердивший неисчерпаемость и актуальность проблемы совершенствования научного аппарата музыкознания».

А.С. Соколов

На пленарных заседаниях прозвучали выступления профессора А.С. Соколова («На пороге ретроспективных обобщений и перспективы ожиданий: Преамбула к научной дискуссии по объявленной теме Конгресса ОТМ»), профессора Уральской консерватории А.Г. Коробовой («Проблемы современной музыкальной генологии»), профессора К.В. Зенкина («Стилевые поля в посттрадиционалистской музыке и их инварианты»), профессора МГК М.В. Карасевой («“Экспертное сольфеджио”: работа со слуховым выявлением интонационно-ритмических инвариантов в вузовском курсе сольфеджио для музыковедов»), профессора Казанской консерватории А.Л. Маклыгина («Жанровый мир джаза: специфика, генеалогия, эволюция») и профессора Университета имени Джона Хопкинса (Балтимор) И.Д. Ханнанова («Использование метода партименто: критические замечания». Пленарное заседание первого дня завершилось презентацией новых изданий Московской консерватории, обобщивших более чем десятилетний опыт «Журнала ОТМ» (главный редактор А.А. Амрахова). В конце третьего, последнего дня в виде пленарного заседания прошел круглый стол по итогам Конгресса, осветивший работу отдельных секций и наметивший некоторые перспективы на будущее.

В течение второго и третьего дня все время параллельно работали три секционных потока. Из семи секций две были запланированы еще на этапе подачи заявок: «Инвариант как исходный признак общности музыкальных процессов» (ведущие: профессор К.В. Зенкин и профессор Таджикского государственного института культуры и искусств имени М. Турсунзаде Ф.А. Ульмасов) и «Педагогика и изучение музыкального содержания» (ведущий: профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета М.Е. Пылаев, а автор идеи: профессор Московской консерватории В.Н. Холопова). 

Остальные секции были сгенерированы организаторами Конгресса на основе присланных заявок: «Музыкальный жанр в различных историко-культурных контекстах», «Музыкальный язык и стиль», «Проблемы жанра и стиля в современной музыке», «Музыкознание в общекультурном контексте». Несомненно, потребуется определенное время, чтобы сначала собрать материалы для публикации и издать, а потом осмыслить научные результаты и итоги. Однако уже сейчас ясно, что значение научного форума чрезвычайно велико: он продвинул музыковедческую проблематику вперед, объективно продемонстрировал как достижения современного музыковедения, так и его проблемные точки, о чем свидетельствовала достаточно высокая дискуссионная активность.

Как всегда на подобных конгрессах, было много зарубежных участников (из Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Италии, Казахстана, Румынии, США, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Франции). Особенно приятно отметить участие начинающих ученых: студентов, аспирантов и ассистентов-стажеров. Так, молодое поколение нашей Консерватории было представлено целой группой из класса доцента Р.А. Насонова.

Хочется выразить особую благодарность руководству Уральской консерватории, ее ректору В.Д. Шкарупе и проректору по научной и проектной работе Г.А. Денисовой, постоянно державшей «руку на пульсе» всех процессов, связанных с подготовкой и проведением Конгресса. 

Профессор К.В. Зенкин, проректор по научной и воспитательной работе МГК

Поделиться ссылкой: