Последнее «прости»…
№ 8 (1273), ноябрь 2009
Известие о внезапной кончине Дениса Винцентовича Федорова вмиг облетело всю консерваторию и до глубины души потрясло его коллег по работе, педагогов, сокурсников, учеников. Всего 43 года!.. Сотрудник Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий, ученый-музыковед, композитор и писатель, он ушел от нас в самом расцвете творческих сил, на пике интеллектуального взлета.
Денис был одни из немногих, кто уже в конце 80-х великолепно освоил компьютер и передавал эти знания студентам консерватории более 15 лет. Друзья и воспитанники долго будут помнить знаменитые приколы «от Федорова», выражение его лица – немного плутоватое, с легкой смешинкой в глазах или, наоборот, «кислое», когда кто-либо делал обычный «ляп». Чисто внешне Денис производил впечатление человека достаточно самоуверенного и ироничного, способного на ерничество по любому поводу и без оного. Но это было лишь маской, за которой скрывались серьезность и почти детская ранимость. Не многие знали, что болезненная, доходящая до самоедства рефлексия была его постоянным спутником, а извечное «Быть или не быть?» неотступно следовало за ним по пятам.
В Аlma Mater Денис пришел после окончания Мерзляковского училища, отслужив в армии и имея за плечами школу В. П. Фраенова – Е. М. Царевой. К тому времени он был уже достаточно зрелым и состоявшимся музыкантом. И, казалось, годы учебы в консерватории дались ему легко: он никогда не был «шестеркой» или «ботаном» – не зубрил, отстаивая собственную позицию и независимость суждений.
Единственный «мальчик» на нашем курсе музыковедов, он не подчинялся женским «правилам игры», сохраняя неизменные атрибуты мужских интересов – страсть к футболу и бильярду. С ним всегда было интересно и весело! Денис поражал нас парадоксальностью взглядов, блеском эрудиции, фейерверком остроумия и искрометными риторическими «пассажами». Его знание музыки – не только классики, но и творчества «Вeatles», лучших образцов рок- и поп-музыки – было по-настоящему глубоким, пропущенным через себя. А интерес к высокой литературе и философии (кандидатская диссертация, написанная под руководством проф. В. В. Медушевского, была посвящена Павлу Флоренскому) был вызван огромной тягой к писательскому творчеству, первым и самым беспощадным критиком которого становился он сам. Вероятно, поэтому литературные сочинения Дениса и его композиторские опусы так и не увидели свет: он все время писал «в стол», оттачивая мастерство и стремясь к недосягаемому совершенству. Ведь главное было еще впереди…
Наверное, как для истинного художника, массовое признание было для Дениса чем-то вторичным, несущественным. Несмотря на мощный творческий потенциал, он никогда не рвался к успеху, не хотел уехать ТУДА, как это делали многие в «лихие 90-е»… Малой родиной Дениса было Камешково Владимирской области – это родовое гнездо стало опорой и пристанищем в тяжелый период болезни. Именно там душа его обрела покой… И сейчас, когда на 40-й день она в последний раз облетит пределы земного, просто скажем ей: «Прости…»
Мария Макарова