Великая княгиня
№ 7 (1272), октябрь 2009
В нынешнем году отмечается знаменательная дата — 150-летие со дня основания Русского музыкального общества. И в первом Уставе РМО, высочайше утвержденном 1 мая 1859 года, есть специальная статья, где учреждается пост президента РМО. Его согласилась принять «Покровительница Общества Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Елена Павловна».
Долгое время в нашей стране по причинам, далеким от музыкального искусства, не слишком часто упоминали представителей царской фамилии, принимавших живейшее участие в создании и деятельности РМО и основанных им консерваторий. Между тем, роль некоторых из них была огромна. И в первую очередь благодарным потомкам надлежит отдать долг памяти прекрасной даме, стоявшей у истоков РМО, Петербургской и Московской консерваторий, — великой княгине Елене Павловне (1806–1873).
Урожденная принцесса Вюртенбергская, она, волею судеб став супругой великого князя Михаила Павловича (брата императора Николая Павловича), навсегда переехала в Россию, искренне полюбив нашу страну.
Облик княгини многим знаком с детства, ибо один ее замечательный портрет кисти Карла Брюллова экспонируется в Третьяковской галерее, рядом с его знаменитой «Всадницей»; другой шедевр Брюллова, запечатлевший Елену Павловну с дочерью, княжной Екатериной Михайловной, — радует посетителей Русского музея. К юбилею РМО консерваторскому Музею имени Н. Г. Рубинштейна удалось получить отличную копию портрета из Третьяковской галереи, и теперь она украшает Овальный зал Музея.
Елена Павловна при всей несомненной изысканности и утонченности обладала поистине государственным умом, сочетавшимся с исключительной гуманностью. Предмет ее забот всегда составляла участь раненых и больных воинов. Именно ей принадлежала инициатива устройства Крестовоздвиженской Общины сестер милосердия для ухода за больными и ранеными, которая успешно проявила себя в Крымскую войну. Тяжесть расходов на поддержание этой Общины в значительной мере пала на личные средства Елены Павловны.
Принимала участие великая княгиня и в подготовке одной из величайших российских реформ — крестьянской — во второй половине 50-х годов позапрошлого века. После обнародования манифеста, отменявшего крепостное право, была учреждена медаль для ношения в петлице всеми лицами, причастными к этому благородному делу. Государь почтил заслуги Елены Павловны, поднеся ей золотую медаль.
В ту же пору великая княгиня обратила свои силы на дело благотворительности и покровительства искусствам и наукам. Известно, что еще в 1859 году по инициативе А. Г. Рубинштейна в Петербурге образовался кружок любителей музыки — Русское музыкальное общество (по одним источникам с 1869, по другим — с 1873 года — получившего статус Императорского русского музыкального общества). С самого начала возникла мысль учредить при РМО музыкальное училище. А. Г. Рубинштейн обратился к Елене Павловне с надеждой встретить с ее стороны сочувствие и материальную поддержку. И действительно, с полной готовностью она предоставила для музыкальных классов РМО помещение в собственном доме — знаменитом Михайловском дворце, где ныне находится великолепный Русский музей.
Большую часть расходов для первоначального обзаведения и плату профессорам великая княгиня взяла на себя. Под свое покровительство она приняла и возникшее вскоре (декабрь 1859 года) Московское отделение РМО, а затем пришла на помощь созданному при нем музыкальному училищу, впоследствии получившему название Московской консерватории.
В начале 1870-х годов здоровье великой княгини ухудшилось. Никто, однако, не предполагал близкого конца.
«Внезапно 8 января 1873 года, — пишет князь Дм. А. Оболенский, — силы ее стали ослабевать, болезненные припадки быстро развивались, и 9-го января в 12 часов пополудни ее не стало. На другой день напечатана была в газете “Голос” маленькая статья, вылившаяся у меня из сердца:
Угасла жизнь, полвека посвященная добру, милосердию, любви и заботам о благе России. Угасла жизнь, полвека озарявшая в России путь наукам, искусствам, всему прекрасному. Вместе с царственной семьей глубоко скорбит Россия о понесенной утрате. Высокое имя в Боге почившей Великой княгини так тесно связано со всеми благотворительными и общеполезными учреждениями, что едва ли найдется отдаленный край России, где бы имя это не вызвало благодарных воспоминаний и благословений молитвенных»…
Е. Л. Гуревич,
директор Музея имени Н. Г. Рубинштейна
Портрет Елены Павловны кисти Карла Брюллова