Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Взгляд из-за кулис

№ 7 (1272), октябрь 2009

«Young Euro Classic» «Young Euro Classic» – ежегодный фестиваль молодежных оркестров в Берлине. Каждое лето в течение более чем двух августовских недель в прекрасном зале Концертхауза выступают оркестры, состоящие из молодых музыкантов со всего мира. В этом году на фестиваль кроме европейцев также приехали гости из Японии, Турции, Южной Африки, Канады и многих других стран.

Слово «Euro» в названии фестиваля означает, по замыслу организаторов, не столько участие европейских исполнителей, сколько общий дух европейской симфонической и камерной музыки. Каждый оркестр предлагает свое видение классической музыки (среди прочтений на прошедшем фестивале были подчас самые неожиданные: например, сборный германо-китайский ансамбль преподнес переложение Восьмой симфонии Бетховена для камерного оркестра с участием… китайских народных инструментов, что было не лишено комического оттенка!). И, конечно, ни один уважающий себя современный фестиваль не обходится без современной музыки, включающей специально заказанные премьеры.


Российскую современную музыку на «Young Euro Classic»–2009 представлял ансамбль Московской консерватории «Студия новой музыки», выступив совместно с Международной академией Ансамбля Модерн. Программа этого вечера, носившего название «Диалоги», была очень разнообразной – от Баха и Паганини до Галины Уствольской и Энно Поппе. За пультом сменяли друг друга постоянный дирижер «Студии» Игорь Дронов и американец Скотт Войл. А четверым молодым авторам – немецким композиторам Бирке Бертельсмайер и Александру Муно, а также моей российской коллеге Ольге Бочихиной и мне – представилась возможность написать сочинения специально для этого концерта.

Подготовка к такому серьезному событию начинается задолго до того, как музыканты выходят на сцену под аплодисменты слушателей. И имена многих, кто участвует в этой подготовке, остаются за кадром. Но здесь работа организаторов заслуживает отдельного упоминания. Лично мне было очень приятно, в том числе и то, что кураторы со вниманием отнеслись ко всем композиторским капризам. Тщательно обсуждалось множество деталей, включающих появление на сцене и на репетициях разнообразных инструментов и аксессуаров, необходимых для новых пьес – от микрофонов до кастрюльных крышек. Все время, начиная с первого обсуждения концерта и заканчивая посадкой на обратный рейс, ощущалась профессиональная забота, какую, к сожалению, редко встретишь на родине.

Выступление было построено таким образом, что современные произведения для ансамбля чередовались с дуэтными и сольными пьесами Шумана, Баха, Гайдна, Дебюсси, Паганини в интерпретации солистов обоих коллективов, что придавало программе особую свежесть. Для исполнения ансамблевых сочинений участники «Студии» и «Академии» объединялись друг с другом в разных сочетаниях. Можно с гордостью отметить, что наши молодые консерваторцы по своему мастерству, энергии, ансамблевому чутью, качеству звука и владению новыми техниками игры ничуть не уступали ученикам знаменитых франкфуртцев.

Современная часть программы состояла из музыки российских и германских композиторов последних поколений. Пьеса самой молодой из авторов – Бирке Бертельсмайер – «Kurz vor’m» (игра слов: от «сокращенная форма» и «незадолго до…») выглядела как остроумный афоризм, состоящий из ряда коротких, но метких высказываний. Контрастом к ней звучало произведение Александра Муно «Судовой журнал (Галерея сфинксов)», в котором последовательно сменяли друг друга многочисленные стилевые аллюзии, от Дебюсси и джаза до современной немецкой музыки. Сочинение Ольги Бочихиной «Из-под купола» было соткано из легких жестов, играющих с метафорой пространства храма. Про свою пьесу («Евгеника I. Итальянский концерт») писать одной фразой, как всегда, очень сложно. Могу лишь поблагодарить музыкантов за то ощущение игры и вовлеченности, которое, на мой взгляд, им прекрасно удалось.

В тот вечер из музыки российских композиторов среднего поколения было исполнено «Впечатление – выражение» Владимира Тарнопольского, где главная роль отведена фортепиано (исполняла Наталия Черкасова), будто концертирующему на «обломках» романтических интонаций. Ярким номером стал Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр Галины Уствольской, немного напоминающий Седьмую симфонию Шостаковича. Наполненный суровой мужественностью и, одновременно, просветленным аскетизмом, он в едином порыве был сыгран сборным ансамблем вместе с солисткой Анной д’Эррико. Выступление завершилось сочинением «Salz» (Соль) сорокалетнего композитора Энно Поппе. Несмотря на свой возраст, Поппе уже широко известен в Германии и за ее пределами. Отточенное мастерство, тонкая работа со временем и материалом отличала его произведение.

Концерт в демократичной манере вел художественный руководитель фестиваля Дитер Рексрот. Заполнившая зал публика принимала выступление очень тепло и с энтузиазмом. Приятно было видеть, что для берлинских любителей классики музыка последних ста лет свободно уживается с шедеврами прошлого.

Николай Хруст,
аспирант, композитор

Поделиться ссылкой: