Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Как слово наше отзовется…»

№ 4 (1260), апрель 2008

Курышева Т. 70-летие — зрелая дата. Именно в апреле 1938 года начала свой путь наша газета, которая сегодня выходит к читателю в 1260-й раз. Правда, собственно «Российский музыкант» появился в 1992-м, но в тот момент смена названия с «Советского» на «Российский» означала только новую вывеску при сохранении «летоисчисления» и полной преемственности, подобно тому как «Советская культура» стала просто «Культурой», «Советский театр» — «Театром» или «Советская музыка» — «Музыкальной академией». Глубинные перемены были еще впереди.

Смотрю на первый номер 70-летней давности — его функция обозначена сразу: «Орган комитета ВКП(б), ВЛКСМ, дирекции и профорганизации Московской Государственной Консерватории». Главная тема: Выборы партийных органов. На четвертой полосе — приветствие А.Б.Гольденвейзера:

За большевистскую самокритику

Приветствуя выход первого номера многотиражки Московской консерватории, я выражаю пожелание, чтобы наш печатный орган действительно явился выразителем общественно-политической и академической жизни Консерватории, ярко отражающим работу всех звеньев Комбината и критикующим, невзирая на личности, все больные места.
Наша критика должна быть действенной, непримиримой и страстной, т.е. подлинно большевистской критикой.
Надо отмечать также все положительные стороны жизни Консерватории.
Необходимо широкое участие в газете молодых педагогов, студенчества и аспирантуры.
В добрый час!

Народный артист РСФСР,
Заслуженный деятель искусств,
орденоносец А.Гольденвейзер

Российский музыкант

1938 год — разгар большого террора, не случайно слово «самокритика» для первых выпусков — ключевое. Обличение, бичевание и самобичевание — одна из главных составляющих периодической печати, особенно «на местах». Московская консерватория в этот период именуется Комбинат МГК и появление своего печатного «органа» закономерно: «заводская многотиражка» (или «вузовская», что по сути одно и то же) — важное советское «ноухау». Она подчиняется райкому партии и проводит идеологическое «воспитание» всех и каждого прямо на рабочем месте. До последнего момента, т.е. до конца 1991 года, консерваторский печатный «орган», как и все подобные ему многотиражки, курируется райкомом партии, должность ректора — номенклатура райкома, и в обязанности ректора входит ежемесячная горкомовская политучеба.

Специальная тематика, соответственно местоположению многотиражки, видимо, должна была отвечать тем же идеологическим задачам. Например, обращает на себя внимание «дружеский шарж» в декабрьском номере 1938 года (№ 16), где объектом стихотворной критической «шутки» становится композитор В. Я. Шебалин:

У него когда-то был упадок сил и истощенье
Диагноз доктора суровый: «формализм»!
Но кризис миновал, спасло умелое леченье
Преодолел болезнь советский крепкий организм

Но, разумеется, с первых шагов издания консерватория в лице новой газеты получает шанс и на свой художественно-информационный канал, причем уже во втором номере появляется маленькое, но исключительно важное объявление: «Редакция газеты организует кружки для студентов: 1. Литературный кружок. 2. Фотокружок. 3. Кружок рецензентов и критиков». Это объявление — первый шаг на пути становления профессиональной музыкальной журналистики в Московской консерватории.

Помимо штатного редактора редакция газеты включала в себя большую редколлегию,  в которую входили представители разных факультетов, кафедр и подразделений (лющественная нагрузка), а возглавлял член политбюро. С 1975 года в течение 16 лет редактором «Советского музыканта» была С. Н. Юдина (профессиональный журналист с дипломом МГУ), став за долгие годы работы абсолютно «консерваторским» человеком. На редакторе лежали профессиональные редакторские обязанности, на редколлегии — поиск и подготовка материалов к публикации. В 1983 году, когда я начала работу в Московской консерватории, меня ввели в редколлегию как руководителя курса музыкальной критики и «поставщика» студенческих материалов. Именно тогда возникла новая рубрика — «Трибуна молодого критика», которой позднее было суждено «смодулировать» в самостоятельную газету.

Российский музыкант

Бурные 90-е, когда в одночасье рухнула страна, для консерваторского «Музыканта» оказалист временем серьезных испытаний. В переименованную еще С. Н. Юдиной газету после ее ухода ректорат пригласил редактором А. В. Власова, нашего выпускника. Но редколлегия, естественно, уже не существовала, и в редакции нас оказалось двое (я занималась студенческими материалами — их надо было публиковать). За два учебных года с ноября 1992 по май 1994 А. Власову удалось выпустить 12 газет. После его ухода они не выходили полтора года. При следующем редакторе за неполных шесть месяцев с декабря 1995 вышло 23 газеты. Издавались нерегулярно, некоторые — без номера. С разрушенной периодичностью, без единого стиля и концепции «Российский музыкант» тихо сходил на нет: в 1998 вышли – 4 номера, в 1999 — 3, в 2000 —1.

Революционное решение пришло в 1998-м: я получила согласие ректората на создание новой газеты для учебных целей — «Трибуны молодого журналиста», благо к тому моменту в консерватории появился свой вычислительный центр, оснащенный компьютерами и специалистами, где можно было и верстать газету, и размножать ее на ксероксе. Статус Приложения к газете «Российский музыкант» преследовал тогда одну цель: не дать забыть название главного периодического издания консерватории. Наш «боевой листок» со свежими студенческими материалами и обязательной колонкой художественного руководителя коллеги заметили быстро, кое-кто даже захотел поучаствовать. Так появился веселый новогодний номер «Трибуны» (№1 /13/ 2000), которым очень дорожу. В нем от имени «бывших студентов» в оригинальном журналистском жанре выступили Ю.Н.Холопов, М.А.Сапонов, В.Г.Тарнопольский. А в конце года ректорат попросил меня реанимировать «Российский музыкант».

Это было интересное творческое задание — выстроить в Московской консерватории периодическое издание нового поколения, с художественно-аналитической, а не событийной доминантой (во всем мире «горячая» событийная информация сместилась в электронные СМИ и Интернет, за которым нельзя угнаться). Но начинать надо было с четкой, дисциплинирующей периодичности, без которой издание такого типа не может существовать. Это важно для издателей, но еще более для читателей, привыкающих, а значит ожидающих новый номер. Составляя график, я решила привязать выпуски к Ученым советам (последний вторник месяца) — свежий номер сразу выходил к главному читателю консерватории. Параллельно, уже с первого выпуска, и «Музыканта» и продолжающуюся «Трибуну» мы стали размещать на недавно созданном Интернет-сайте Московской консерватории, где заинтересованные люди могут их читать во всем мире. А самым главным, принципиальным изменением, соединившим букву и дух издания, стала замена все еще существовавшего подзаголовка «Орган ректората и общественных организаций» на «Газета Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского». С этого момента история «заводской (вузовской) многотиражки», как кажется, окончательно канула в Лету.

Самое трудное для специального, в данном случае музыкально-художественного периодического издания, — получать надлежащий материал. Ведь наша газета делается очень маленьким творческим коллективом (данные есть в конце каждого номера), хотя мы тоже — пишущие специалисты («играющие тренеры»!), и у нас на троих четыре ученых степени — мало какое специализированное периодическое издание может похвастаться такой солидной редакцией! И, к счастью, мы практически не встречаем отказа со стороны коллег, более того имеем постоянную встречную инициативу. Многие понимают, что сегодня редколлегия «Российского музыканта» — это вся заинтересованная в газете консерватория, а потенциальные авторы — все пишущие профессора и студенты. С благодарностью хочется назвать хотя бы часть коллег, сотрудничавших с газетой в последние годы, на деле этот список много шире: Е.Долинская, Е.Гуревич, С.Савенко, А.Меркулов, М.Воскресенский, В.Горностаева, Э.Грач, С.Калинин, А.Кобляков, В.Мержанов, П.Скусничеко, Б.Тевлин, В.Тарнопольский, Н.Шаховская, Е.Власова, Е.Волков, С.Голубенко, М.Воинова, А.Ровнер, Е.Доленко, А.Наумов, А.Меерзон… Не говоря о членах ректората, периодически дающих интервью на волнующие консерваторию темы.

Газеты Московской консерватории сегодня, как, к примеру, Оперный театр Московской консерватории или концертные Абонементы Московской консерватории — один из выходов «художественной продукции» нашего всемирно знаменитого учебно-практического музыкального центра. Это обязывает высоко держать профессиональную планку. Тем более, что Московская консерватория богата (во всем диапазоне от профессора до студента) не только высококлассными музыкантами-практиками, но и мыслящими и пишущими специалистами. Не говоря уже о том, что музыковедческий курс музыкальной журналистики и критики направлен именно на подготовку профессионалов, читатель консерваторской периодики последних лет знает, сколь высок удельный вес публикаций наших молодых авторов в обоих изданиях – и в «Трибуне», и в «Российском музыканте».

Мое глубокое убеждение, что XXI век в сфере музыкальной культуры станет, в том числе, веком профессиональной музыкальной журналистики. Именно музыкально образованные журналисты посредством всех каналов массовых коммуникаций — печатной периодики, телевидения, радио и, особенно, Интернета — смогут оказывать культурно-воспитательное воздействие на общественное сознание. Только просветительство, популяризация ценных явлений в искусстве, широкая художественная информация в ненавязчивой, увлекательной и демократичной форме с пониманием всех тонкостей предмета обсуждения могут помочь широким слоям общества наладить связь с высоким искусством. Слушателя надо сберечь и по возможности приумножить, без него серьезному музыкальному искусству не выжить.

Разумеется, у разных каналов — разный адресат, а значит и разные интересы, темы и форма подачи материала. Но для профессиональной музыкальной журналистики, прежде всего, музыкально-критической, это не должно быть проблемой, она обязана «чувствовать» свою аудиторию и уметь каждый раз находить нужный путь для достижения контакта с ней.
Более полувека назад известный австро-американский музыковед и критик Макс Граф (1873-1958) написал: «Сейчас, когда критика находится на пороге нового исторического периода, перед ней, быть может, встанет новая трудная задача — помочь сделать искусство всеобщим достоянием. Никогда более благородная работа не возлагалась на благородных людей». Его слова, обращенные в будущее, которое уже стало настоящим, сегодня актуальны как никогда.

Газета Московской консерватории призвана осуществлять эти идеи. А то, «как слово наше отзовется», покажет время.

Профессор Т.А.Курышева
Главный редактор газеты «Российский музыкант» с 2000 года

Поделиться ссылкой: