Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Связь времен: старинное и современное

№ 4 (1260), апрель 2008

Музыкальные полиглоты

Десять лет Факультету исторического и современного исполнительства! Казалось, только вчера приходилось доказывать в высших сферах насущную необходимость fisiiтакого факультета, а теперь ФИСИИ стал украшением Московской консерватории, одной из ее уникальных черт. Хотя в учебных заведениях мира распространено изучение игры на старинных инструментах, но музыкальная практика сегодняшнего дня требует от артиста универсальности. И поэтому основатели ФИСИИ, среди которых такие выдающиеся музыканты, как Алексей Любимов, Наталия Гутман, сформулировали свое кредо так: «Старинная музыка, классика, романтизм, авангард – как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом…». В соответствии с данным принципом студенты ФИСИИ осваивают и старинные инструменты разных периодов, и умеют «приготовить» рояль по рецепту авангардиста Джона Кейджа, чувствуя себя в море современных техник, как «рыбы в воде». Для студентов и профессоров ФИСИИ музыка – не музейный экспонат, с которого нужно бережно стряхивать пыль, но живая и увлекательная область человеческого опыта. Главное, что неизменно отличает творчество этих музыкантов – отсутствие скучных и банальных трактовок, бесценное умение расслышать «шум времени» как в композициях Ренессанса и Барокко, так и в опусах сегодняшнего дня.

В 2002 году из стен факультета вышли первые выпускники, и спустя годы можно уверенно констатировать – востребованность в питомцах ФИСИИ огромна, их имена у всех на слуху, они желанные гости и на филармонических сценах, и украшение таких заслуженных коллективов как «Академия старинной музыки», «Ладъ», «Мадригал», «Musica Viva», «Эрмитаж», «Pratum integrum»… В стенах ФИСИИ сложились и собственные оригинальные ансамбли: трио «A la Russe», «BaRockers», ансамбль «Золотой век», камерный оркестр факультета.

Отметим, что ФИСИИ не замыкается в собственных стенах и открыт любым интересным проектам. Об этом свидетельствует необычайно активная концертно-просветительская работа факультета, в которую входит и исследовательско-исполнительская деятельность. Постоянно происходят презентации либо не исполнявшихся ранее у нас сочинений, либо звучавших в чуждых исполнительских традициях. За 10 лет фестивали и циклы концертов охватили все мыслимые эпохи, стили и направления. Отмечались юбилеи Баха и Шёнберга, игралась музыка эпохи Барокко и американского и российского минимализма, сочинения романтиков на инструментах XIX века и многое другое.

Сами выпускники проявляют творческую инициативу, придумывая замечательные художественные проекты – назовем, к примеру, «Все клавирные сюиты Баха», проект, консолидировавший всех студентов и педагогов-клавишников ФИСИИ, масштабный цикл «Грани эпох» (автор идеи – Мария Успенская), концертные исполнения старинных опер, первый в Москве Международный музыкальный фестиваль исторической практики «Антиквариум» (художественный руководитель – Ольга Филиппова).

Опыт приобретался в совместном музицировании с крупнейшими артистами мира, на их мастер-классах. Интенсивность культурного обмена впечатляет. За 10 лет существования в гостях у ФИСИИ побывали: профессор Королевских консерваторий Гааги и Антверпена Барт ван Оорт (молоточковый клавир, Нидерланды), профессор Высшей школы музыки Лейпцига Бенедек Чалог (траверс-флейта), солисты ансамбля «Zefiro» Альфредо Бернардини (исторический гобой), Паоло Грацци (исторический гобой) и Альберто Грацци (исторический фагот), Майкл Чанс (контртенор, Великобритания), Крис Верхельст (клавесин, Нидерланды), Мария Леонхардт (барочная скрипка, Нидерланды), неоднократно приезжал профессор Scuola di Musica Dicocesana Кристофер Стембрижд (клавесин, Великобритания) и многие-многие другие.

Десять лет – важный рубеж, и Факультет исторического и современного исполнительства подошел к нему в полном расцвете творческих сил, готовый к новым свершениям.

Доцент Е.Д.Кривицкая

Бахиана

klavesinКак всегда предвкушая нечто необычное, публика начала собираться в фойе Рахманиновского зала задолго до начала концерта. И ожидания не были обмануты. Казалось, мы перенеслись на машине времени на три века назад. Пред взором публики предстали уникальные клавишные – копии старинных инструментов: на сцене – два клавесина, хаммерклавир, танген-клавир и симметрично расположенные на балконе клавикорд и орган-позитив. Так начинался концерт старинной музыки под названием «Из сокровищницы клавирной Бахианы», посвященный юбилею ФИСИИ.

Перед началом концерта профессор А.Б.Любимов, бессменный руководитель факультета, познакомил публику с каждым инструментом, объяснив его устройство и характер звукоизвлечения. «Благодаря быстрой трансформации и огромному разнообразию инструментов даже внутри отдельно взятой страны одно и то же произведение могло быть интерпретируемо прямо в противоположном ключе, – сказал он. – Это полностью соответствовало нотам “белого” текста».

Каждый музыкант был по-своему уникален в своей манере, но все вместе обнаружили глубокое понимание стилистики эпохи и владение барочными приемами игры, подлинную исполнительскую свободу и в выборе инструмента, и в индивидуальной трактовке сочинений. Мы услышали хорошую профессиональную игру – убедительность интерпретации обнаруживалась в стройности формы и отточенности деталей, тонкости нюансировки и хорошем туше. Всего лишь 10-15 лет тому назад о такой исполнительской школе в России можно было только мечтать! Бесспорное мастерство показали не только ведущие преподаватели факультета – доценты Ю.Мартынов и О.Мартынова, а также А.Шевченко, М.Успенская и, конечно же, профессор А.Любимов, но и их воспитанники – А.Коренева, В.Иванов, А.Непомнящая, О.Пащенко, имеющие, несмотря на юный возраст, солидную творческую биографию.

В числе произведений, заявленных в программе, были хорошо известные, хрестоматийные Хроматическая фантазия и фуга ре минор (клавесин, О.Пащенко), Фантазия и фуга ля минор (клавесин, А.Непомнящая), Партита ми мажор (клавикорд, Ю.Мартынов) И.С.Баха, а также редко исполняемые сочинения К.Ф.Э.Баха – «Вюртембергская соната» ля минор (клавесин, А.Коренева), «Свободная фантазия» (танген-клавир, А.Любимов), Соната №6 соль мажор (танген-клавир, А.Любимов), Рондо «Прощание с клавиром Зильбермана» (хаммерклавир, Ю.Мартынов), Соната ля мажор (орган-позитив, А.Шевченко) и Соната соль мажор В.Ф.Баха (клавесин, О.Мартынова). Необыкновенно слаженно прозвучал ансамбль О.Мартыновой и М.Успенской, исполнивших I часть и Фугу из Концерта для двух клавесинов И.С.Баха и Сонату для двух клавиров соль мажор (танген-клавир – клавесин) И.К.Баха.positivУдовольствию публики в тот вечер не было границ. Несмотря на длительность концерта, «зашкаливающего» за общепринятую 2,5-часовую норму, зал, казалось, просто купался в звуках и флюидах, исходящих от музыкантов! Там, на сцене, властвовали чародеи, а зрители с благодарностью вкушали плоды их труда и творческой фантазии.

Как быстротечны прекрасные мгновения… Но на время расставшись, мы с нетерпением ждем новой встречи c музыкантами. И уверены – разлука не будет долгой!

 

 

 

 

Мария Макарова

Поделиться ссылкой: