Джем-тоник: действие со звуком
№ 9 (1274), декабрь 2009
Волнительно было 11 ноября, узнав, как добраться до зала Н. Мясковского, распахнуть двери в Московскую консерваторию. Дождливая атмосфера вечерней Москвы вмиг сменилась атмосферой праздника общения с талантливыми ребятами. Будучи человеком новым в собравшемся обществе, я все же почувствовала себя как дома: с самого начала так уютно и радостно было присутствовать на междисциплинарной встрече «Джем-тоник: действие со звуком».
Эти встречи уже несколько лет как придумала и проводит Марина Валериевна Карасева, профессор Московской консерватории и одновременно наш преподаватель по курсу «социальная психология музыки» на факультете психологии МГУ. Марина Валериевна дает возможность не только гуманитариям побывать в совершенно необычной (для многих – просто экзотической) обстановке – на территории музыкального творчества, но и студентам консерватории пообщаться с ребятами, которые посвящают большую часть своего времени не музыке, а иным занятиям.
На ноябрьской встрече собрался полный зал: к консерваторцам пришли студенты из Московского университета, Высшей школы экономики, литературного и художественного институтов, из института имени Шнитке, с Высших режиссерских курсов. Были гости и из других вузов, включая техническую «Бауманку» (студенту из которой гуманитарное большинство во время коллективного знакомства участников аплодировало особенно громко).
Гостям было очень интересно «вживую» увидеть (и услышать) представителей самых разных музыкантских специальностей: скрипачей, хоровых дирижеров, вокалистов, композиторов, музыковедов, органистов. Жанр встречи включал в себя элементы jam-session, креативного тренинга, хеппенинга и перформанса. Интересно было проверить свои возможности в умении слушать, слышать и создавать музыку, а в вокальной и пантомимической импровизации даже немного посоревноваться в этом умении с музыкантами.
Марина Валериевна немного рассказала мне об истории и специфике таких междисциплинарных встреч.
— Что послужило точкой отсчета цикла «Консерватория + Университет»?
— С одной стороны, был естественный интерес у консерваторских студентов преодолеть свою изолированность. Они ведь в силу специфики образования долго «бегут в трубе» – с ранней юности, а то и с раннего детства, общаясь преимущественно с собратьями по профессии. С другой стороны, была и возможность: одновременно с консерваторией я читаю авторские курсы в МГУ и в Высшей школе экономики.
— Довольно необычный формат встречи с такой широкой «географией интересов» наверняка несет открытия как музыкантам, так и студентам гуманитарных факультетов. Что об этом говорят сами участники? Что новое они узнают о себе, о музыке?
— Музыканты прежде всего получают нечастую для них возможность наблюдать несколько другой, непривычный для них тип реагирования на музыку, иные параметры ее описания, иногда в чем-то менее шаблонные. Всегда интересен взгляд со стороны. Немузыканты же обычно отмечают, что попадают под очарование творческого артистизма наших студентов и у них самих пробуждается желание приобщиться к искусству.
— У психологов есть понятие «обратная связь». Какова она обычно?
— Обратной связи всегда много: она и пишется, и рисуется (в том числе на ватманах, специально висящих на стене), иногда даже поется. Студенты каждый раз ждут следующих таких встреч, часто сами подталкивают к тому, чтобы они состоялись. Просто приходят и говорят: «Мы соскучились, давайте соберемся!» Большинство сходится на том, что такие вечера служат психологическому раскрепощению участников.
— А с чего все пошло?
— Началось все года четыре назад, тогда «междисциплинарку» составляли в основном мои студенты из разных вузов. Теперь и количество участников, и география вузов стали гораздо шире – это было видно уже по мартовской встрече в этом году. А сейчас конференц-зала нам уже не хватило: задействовали зал Мясковского. И орган у нас там звучал!
Инструментов для коллективного музицирования было много. Помимо рояля и органа играли на скрипках, гуслях, каримбе, бубне и даже на разных музыкальных инструментах… из айфона! Участники подбирали словоряд к звучащей (рождающейся прямо в зале) музыкальной композиции, писали эссе на музыку, подбирали музыку к текстам. Вечер радовал своим подъемом и сотворчеством на пересечении музыки и литературы, истории и психологии.
Трудно говорить о музыке. Кто-то сказал, что это все равно, что танцевать об архитектуре. Правда, есть и другая общеизвестная фраза, которая начинается словами «если очень захотеть…» Именно она выражает принцип, по которому работает Марина Валериевна и к которому стремятся ее студенты. После встречи осталось ощущение праздника. Появились новые друзья. Поэтому междисциплинарному клубу жить, а музыкальному «дому дружбы» расти и расти, вмещая в себя все новых участников – ценителей музыки и творчества во всех его проявлениях.
Нелли Белова,
студентка МГУ им. М. В. Ломоносова