Предновогодний разговор с ректором
№ 9 (1274), декабрь 2009
—Александр Сергеевич! На пороге Нового года часто приходит желание осмыслить прожитое, равно как и настроиться на будущее. Уходящий год был очень насыщен событиями в жизни консерватории. Что бы Вы выделили как наиболее важное, актуальное на данный момент?
— Меня сейчас особенно заботит то, что происходит в студенческой среде. Там уже несколько лет не велось никакой профсоюзной работы, СНТО умерло. Поэтому, начиная с весны и особенно после лета, делалось многое, чтобы вернуть все это «на рельсы». Недели две тому назад прошла студенческая конференция, был избран новый профком, который затем я пригласил к себе – у нас была длительная и плодотворная беседа.
Студенческих инициатив много: ребята пришли ко мне не с пустыми руками, а с конкретными предложениями. И я по всем позициям пошел им навстречу. Студенческий профсоюз возрождает СНТО – уже разработана широкая программа действий, планируются межфакультетские концерты в консерваторских залах и благотворительные в детских домах, больницах, домах престарелых. Студенты хотят наладить межвузовские контакты, и я уже связал их со ВГИКом. Молодежь договаривается о творческих встречах: вгиковцы покажут свои дипломные работы, наши – свои концертные программы.
Конечно, здесь в принципе ничего нового нет – когда-то все это у нас было, но просто давно завяло и усохло. А сейчас новая команда горит желанием многое возродить. Вот это, пожалуй, для меня – одно из важнейших событий конца года.
— В Московской консерватории идет и некоторая структурная перестройка. Этот вопрос стал предметом рассмотрения на ноябрьском Ученом совете, где был принят ряд важных решений. Насколько все это необходимо?
— У нас не преследуется цель новаций ради новаций. Стимул перемен в том, чтобы либо «уточнить» имеющуюся структуру, либо, что бывает реже, вводить новую, отвечающую реальным изменениям обстановки как внутри консерватории, так и вне ее.
Например, инструментальные мастерские – ответственнейшие подразделения, обеспечивающие условия работы всех факультетов. Пора упорядочить их деятельность! В результате был создан единый Музыкально-инструментальный отдел. Или организация Отдела периодических изданий, в который, наряду с нашими газетами, войдет и вновь создаваемый журнал «Научный вестник Московской консерватории». Надо учитывать, что в Министерстве образования взят курс на резкое сокращение числа университетов, и Московская консерватория – единственный университет среди музыкальных вузов страны – должна будет пройти аккредитацию, чтобы подтвердить этот статус. Научное периодическое издание с регистрацией ВАК усилит наши позиции.
А внешние условия потребовали перемен в сфере консерваторского Интернета. Как Вы помните, 10 лет назад мы начинали «с нуля»: провели оптико-волоконную линию, создали компьютерный центр и сайт консерватории. Все эти годы многое, и весьма успешно, делалось на похвальном энтузиазме консерваторцев, не являющихся профессионалами в этом деле. Но информационные потоки стремительно нарастают, и в целях дальнейшего усовершенствования системы летом были привлечены соответствующие специалисты и создана новая структура – Отдел компьютерных технологий и информационной безопасности. Есть и другая побудительная причина происшедшей реструктуризации – начало действия Федерального закона № 152 «О персональных данных», который входит в обязательства любого учреждения и предполагает штрафные санкции за недостоверную информацию. Это определило и название отдела – функция информационной защиты раньше в консерватории отсутствовала.
Наконец, и проводимые реформы высшей школы вынуждают нас к ответным действиям. Мы отстояли специалитет для всех направлений консерваторского образования, участвовали в разработке стандартов нового поколения, инициировали организацию Совета ректоров консерваторий под эгидой МГК. Но, кроме того, отвечая на вызовы времени, мы создаем специальное Управление послевузовского профессионального образования и инновационных образовательных программ в ведении проректора по научной работе.
Все подобные структурные новшества обсуждаются в рабочем порядке, тщательно готовятся, включая необходимый пакет документов, и только затем выносятся на утверждение Совета.
— Вне поля зрения осталась концертная деятельность, хотя ожидалось, что именно здесь многое должно измениться?
— Действительно, такая необходимость назрела и в целом уже разработана структура концертного, фестивального и конкурсного Отдела. У нас сильно разрастается объем творческих работ в этом направлении. Только в этом сезоне мы учредили четыре новых международных конкурса. Два из них уже прошли – конкурс духовых инструментов и конкурс молодых композиторов. А впереди еще два: камерных ансамблей и клавесинистов. Организационная работа здесь становится не спорадической, а постоянной. И очень активной. Плюс фестивали, которых тоже достаточно много. А впереди – остановка Большого зала, когда мы год будем работать в режиме особенном, где центр тяжести перенесется в камерные залы и в залы, которые мы ищем вне консерватории. Соответственно, усложняется менеджерская работа, и она тоже ляжет на эту новую структуру. Сейчас, когда стало ясно, где работа в прежнем режиме пробуксовывает, а старые подходы не срабатывают, мы уже не предположительно, а убежденно будем вводить новые инструменты управления. В начале следующего семестра эта структура будет также представлена Ученому совету.
— Московская консерватория – серьезный «игрок» на международном культурном поле. Наши выпускники разбросаны по миру, наши коллективы, педагоги и студенты много выступают на концертных площадках за рубежом, участвуют в фестивалях, побеждают на конкурсах… А что еще ожидает Московскую консерваторию в сфере международных контактов в ближайшее время?
— Мне сразу хочется похвалить международный отдел – он ведет большую работу, которая постоянно расширяется. Хочу подчеркнуть, что ведет только на основе договоров и последующих соглашений, налагающих определенные финансовые обязательства на каждую сторону. В этом году у нас подписаны уже три новых договора. С Миланской консерваторией имени Джузеппе Верди: в связи с празднованием ее 200-летия там побывала наша группа и сюда приезжала их делегация, установился обмен и на уровне студентов, и на уровне педагогов. Еще подписан договор с 4-м университетом Сорбонны (в форс-мажорной ситуации – когда я подписывал договор, там была забастовка студентов!) об обменных образовательных программах – это уровень научных контактов. И, наконец, – договор, который подписан совсем недавно, в ноябре, с Университетом искусств города Эссен. Он нам интересен помимо всего прочего тем, что Эссен на будущий год становится «культурной столицей» Европы по программе Евросоюза. Соответственно, там будет идти интенсивная культурно-творческая жизнь, в которой мы примем участие. Попутно замечу, что это подписание состоялось в рамках фестиваля «Россия в гостях у Эссена», который проводит Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый супругой президента России.
— Александр Сергеевич, нынешний новогодний рубеж – не совсем обычный. Мы входим в «десятые» годы XXI века. Кончается «начало» столетия, новый век уже набрал свою скорость. Вы ощущаете эту веху как особенную?
— На самом деле эти 10 лет промелькнули очень быстро. По поводу «миллениума» мы в свое время наговорились вволю и сегодня уже склонны не столько оглядываться на прошлое или прогнозировать будущее, сколько всматриваться в настоящее, в то, что происходит сейчас. Актуальность данного момента – это и есть некоторая новизна мироощущения. Хотя, если говорить о культуре, о музыкальной культуре, то определенная растерянность возникает при сравнении с аналогичным хронологическим периодом вековой давности. Потому что в те «десятые» картина была совершенно феерическая – по открывающимся перспективам развития на весь ХХ век. И в музыке, и в живописи. Многие произведения звучали как манифестные: «Весна священная», «Лунный Пьеро»… Тогда все сделали молодые – и наши «молодые» сейчас вокруг нас. Посмотрим…
С ректором профессором А. С. Соколовым
беседовала профессор Т. А. Курышева
Пейзаж Н. Оленевой. Фото А. Паршина