Рождественский подарок
№ 1 (1275), январь 2010
7 января наступившего года в очаровательном по своей «интимности» Камерном зале Московской филармонии состоялся концерт почетного профессора Московской консерватории Р. К. Щедрина. Зал – всего на 95 мест, и честь открытия его в 2008 году была предоставлена как раз Щедрину. Концерт шел в серии с участием главного редактора «Музыкального обозрения» Андрея Устинова, который непринужденно беседовал с эстрады с главным героем концерта. Кстати, сама серия уже приобрела имидж композиторской VIP-акции.
Главное событие вечера – российская премьера цикла «Простые страницы – семь экспромтов для фортепиано» (2009). Автор задумал его для исполнения и виртуозами, и учащимися. Ориентиром были «Детские сцены» Шумана, одно из его любимых сочинений. Состав пьес таков: «Романтический этюд», «Незабытая Микаэла», «Музыка к пьесе Чехова», «Царское шествие», Ария, «Воспоминание о старинном романсе», «Политик говорит!..». «Микаэла» возникла потому, что она была пропущена в «Кармен-сюите» и одна певица-критик на это обиделась. А чтобы придумать последнюю пьесу, понадобилось озорство именно Щедрина. Ведь «Детские сцены» Шумана заканчиваются лирическим откровением – «Поэт говорит». А наш автор сделал полный современный перевертыш, придумав остроумное тембровое выражение такой речи. Конечно, новый фортепианный цикл симпатично продолжает «Тетрадь для юношества» самого Щедрина, и, несомненно, он будет охотно играться на разных уровнях пианизма. Да и ноты уже напечатаны – издательством Шотт.
Другое новое произведение – цикл «Старинные мелодии русских народных песен» для виолончели и фортепиано (2007) – ранее уже звучало в Малом зале консерватории. Поводом к его написанию стала просьба звукозаписывающей фирмы заполнить свободное поле на компакт-диске. Щедрин обратился к сборнику народных песен Н. Римского-Корсакова и отобрал ряд номеров в качестве основы, в частности, «Сидел Ваня на диване». Но мелодии провел с таким тонким рассеиванием в пространстве, что вовсе не возникли их традиционные «обработки» и «гармонизации». В изданных нотах немцы скрупулезно проставили номера из собрания Римского-Корсакова при каждой пьесе. Лишний раз убеждаемся, насколько Р. К. Щедрин – почвенный русский композитор: ведь для заполнения промежутка он мог бы сочинить и общеевропейскую музыку…
В концерте были исполнены и другие сочинения композитора: Соната № 2 для фортепиано, «Дуэты» и «Балалайка» для скрипки соло, знаменитые «бисовые» Три пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано («Разговоры», «Играем оперу Россини», «Юмореска»), а также концерт для фортепиано «Частушки».
Следует сказать и о замечательной «команде» исполнителей Щедрина – молодых, брызжущих артистизмом. Еатерина Мечетина уверенно осуществила премьеру «Простых страниц», зрело провела Сонату № 2 (на бис – «Частушки»); ее игра так и проникнута «щедринизмом». В «Старинных мелодиях русских народных песен» партию рояля вел сам мэтр, а партию виолончели – Борис Андрианов, чьего музыкального запала хватило бы на много таких сочинений. Испытанный «игрок» Щедрина – скрипач Никита Борисоглебский, умеющий выразить произведение и звуково, и сценически. Только для одного этого выступления он специально прилетел из Вены.
После концерта Щедрина всегда думаешь: в его музыке заключена какая-то непостижимая тайна успешности…
Профессор В. Н. Холопова