«Так не хочется уходить…»
№ 9 (1274), декабрь 2009
Органист и композитор Олег Григорьевич Янченко (1939-2002) – знаковая фигура в истории органного искусства ХХ века. Его часто сравнивают с кометой: столь стремителен был взлет его таланта и столь ярок оставленный след в искусстве и душах всех, с кем столкнула судьба. Неиссякаемый оптимизм и талант музыканта мирового масштаба магически притягивали к нему людей. Слушателей, коллег, учеников, друзей. Он любил жизнь и, быть может поэтому, успел очень многое. Играть на органе и сочинять музыку, придумывать грандиозные творческие проекты, преподавать, гастролировать, организовывать. Он всегда был в движении и умел зажигать своими идеями, объединяя вокруг себя могучей жаждой созидания. Как Солнце, согревая и ослепляя всех своими лучами.
Образ Солнца был необычайно близок композитору. Можно сказать, что он был лейтсимволом его творчества и всего отношения к жизни. Недаром и созданные им образы, как правило, были всегда позитивными и несли в себе заряд небывалого энтузиазма, настоящей страсти к органному искусству, для которого Олег Григорьевич успел сделать немало.
Он искренне всей душой болел за свое дело. Когда под руководством Ирины Архиповой было создано Всесоюзное музыкальное общество, Янченко стал инициатором проведения первого в СССР съезда органистов и органных мастеров. Съезд прошел в Киеве в ноябре 1987 года и собрал около 130 исполнителей, мастеров, музыковедов, директоров органных залов. Это было событие, ставшее отправной точкой многих знаковых проектов, сегодня уже вошедших в историю.
Приуроченный к 70-летию артиста фестиваль придуман и организован друзьями, коллегами и учениками как Музыкальное приношение Мастеру, в знак любви и преданности выдающемуся музыканту, оставившему значительный след в искусстве. В концертных программах прозвучали сочинения Янченко, а также произведения из его репертуара. Фестиваль объединил более 40 органистов разных поколений. Наряду с музыкантами, знавшими Олега Григорьевича лично, выступили и те, кто только сегодня начинает свою органную карьеру и для кого очень важно найти правильные творческие ориентиры.
«География» фестиваля обширна: 30 концертов состоялись в 18 городах России, а также городах ближнего Зарубежья (Риге, Пицунде, Полоцке). Программы, среди которых и органные концерты разных солистов или коллективов, и сборные гала-концерты, вечера памяти, музыкальные приношения и т. д. – содержали сочинения, так или иначе связанные с личностью Янченко-исполнителя или композитора. Будь то непосредственно его сочинения или музыка, которая входила в репертуар органиста, дирижера, руководителя ансамбля «Мадригал»…
К юбилею также был изданы органные сочинения маэстро, до сих пор находившиеся в виде рукописей и в разрозненных труднодоступных изданиях. С 1 сентября 2009 года в фойе первого амфитеатра Большого зала Московской консерватории работала выставка, посвященная его жизни и творчеству. 6 октября состоялась научно-практическая конференция «Олег Янченко: музыкант, человек, педагог», дополненная видеопросмотрами материалов из семейного архива и многочисленных киноработ.
Из наиболее ярких событий хотелось бы отметить концерты в регионах: совместный композиторский и органный вечер в Нижнем Новгороде с участием студентов класса профессора Б. С. Гецелева и секции органа и клавесина профессора З. А. Скульcкой и доцента Т. Р. Бочковой (18 октября); мемориальный проект в Казани «Олег Янченко: post scriptum. Посвящение композитору, учителю и другу» (26 октября) и Международный фестиваль «Органное созвездие памяти Олега Янченко», прошедший в Кисловодске с 3 по 8 ноября с участием Светланы Бережной и органистов из России, Германии, Италии, Эстонии, Голландии.
Теплой лиричностью был отмечен вечер, который состоялся в Красноярске. Молодой органист, лауреат конкурса имени Янченко в Волгограде Андрей Бардин назвал свою программу «Так не хочется уходить…» Эта фраза как нельзя лучше отражает мемориальный характер всего фестиваля, несмотря на то что органный марафон был официально приурочен к юбилею выдающегося музыканта.
Возвращаясь к земной жизни Олега Григорьевича, нельзя не вспомнить его последний концерт, состоявшийся 5 января 2002 года в Концертном зале Чайковского. В программе было самое масштабное сочинение композитора – «Музыка для органа в соборе Шпайера», где должен был звучать метроном, символизируя пульс сердца, поступь бесконечного времени. Но тогда, в соборе, он так и не завелся. Как будто замерло само время – остановилось, оступилось в вечность. После концерта, как обычно, все собрались в гримерной, обменивались впечатлениями, строили планы. Когда пришло время расходиться, Олег Григорьевич как-то с несвойственной ему грустью произнес: «Так не хочется уходить». Через неделю его не стало…
Прошедший фестиваль стал подлинным музыкальным венком к 70-летию выдающегося музыканта, которого до сих пор очень многие помнят и любят. И неизменно ждут встречи с его замечательным искусством.
Марина Воинова