С любовью к Большому залу
№ 2 (1276), февраль 2010
Большой зал Московской консерватории вплотную подошел к своей долгожданной реставрации. Уже начались подготовительные работы, уже верстается концертный график нового сезона без его участия. Через несколько месяцев обожаемый зал закроется на год, чтобы к июню 2011 года восстать как Феникс из пепла, еще прекрасней, чем раньше.
Выдающиеся исполнители и коллективы откликнулись на это событие благотворительными концертами в фонд реставрации БЗК. В череде выступлений, прошедших в январе-феврале нового года, участие приняли ГАСО им. Е. Ф. Светланова и БСО им. П. И. Чайковского, оркестр Мариинского театра и Центральный военный оркестр МО РФ, камерные «Вивальди-оркестр» и «Виртуозы Москвы», хор имени А. В. Свешникова и другие хоровые коллективы. На его сцену выходили С. Безродная, В. Федосеев, В. Гергиев, Б. Тевлин, С. Сондецкис, Д. Ситковецкий, Д. Мацуев, А. Князев, В. Вартанян, А. Баева и многие другие замечательные музыканты. В этом благородном начинании особенно заметна роль Ассоциации выпускников Московской консерватории «Alma mater», представленной всемирно известными именами.
Во вступительном слове к одному из концертов ректор консерватории профессор А. С. Соколов сказал:
Традиции благотворительности лежат в основе культуры России. Так, строительство Большого зала консерватории, длившееся семь лет и завершившееся его торжественным открытием 7 апреля 1901 года, вряд ли было бы возможно без прямого участия царской семьи – Александра III и Николая II, выделившего из государственной казны более полмиллиона серебряных рублей. Кроме того, многие граждане России относились к этому объекту как к делу своей совести, оказывая не только творческую, но и материальную поддержку. Например, мраморная лестница зала – подарок архитектора Загорского, братья Морозовы выделили средства на интерьер – мебель, ковры…
Сейчас зал находится на пороге реставрации. Возникает много проблем, которые необходимо решать, в частности, найти возможность саккумулировать средства, чтобы возродить былое великолепие этого культурно-исторического памятника. С 15 мая ровно на год концертная работа приостановится. Однако в период финансовых трудностей истинные любители музыки смогут по-прежнему посещать концерты – двери Московской консерватории остаются открытыми. Эту традицию мы не собираемся забывать!
Вспомним с благодарностью уже прошедшие концерты. Музыкальный марафон в честь Большого зала продолжается, и «РМ» внимательно следит за ним…
18 января…
В морозный вечер накануне Крещения Большой зал дружески раскрыл свои объятия перед многочисленными любителями оперетты. «В гостях у Кальмана» – так назывался концерт, с блеском проведенный Российским государственным академическим камерным «Вивальди-оркестром» под управлением Светланы Безродной.
Cлушатели, среди которых были преимущественно «возрастные» меломаны – просто отвели душу. Концерт получился веселым и зажигательным, в полной мере отвечая программной ремарке «театр музыки». Театральным были и исполнение, и артистизм Светланы Безродной, и, наконец – сама музыка, пронизанная экстатичными ритмами танца и изнемогающая от чувственной истомы. «Марица» и «Баядера», «Принцесса цирка» и «Сильва», «Фиалка Монмартра» и попурри на темы из оперетт – сколько знакомых мелодий звучало в этот вечер: «Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось?..», «Да, я шут, я циркач, так что же?..», «Без женщин жить нельзя на свете…» – всего и не перечислишь!
Несмотря на камерность состава, коллективу удалось воссоздать атмосферу праздника, пускай и несколько домашнего, чему во многом способствовали темперамент исполнительниц, а также нехитрые декоративные инструменты – такие как кастаньеты, колокольчики, треугольник и т. д. Быстрые и моторные номера чередовались с медленными и сентиментальными, причем ближе к концу эта динамика нарастала, электризуя зал. Поэтому неудивительно, что, когда под звуки финального марша девушки вдруг поднялись с мест, приняв форму большого разноцветного цветка, – публика была уже на пределе, выражая свои эмоции бурными аплодисментами.
19 января…
Когда епископ Иларион (Алфеев) погружает вас в музыкальную купель своих сочинений, каждый раз возникает что-то вроде «родниковой эйфории». Его авторский вечер, состоявшийся в праздник Крещения, казалось, претворил до краев наполненный БЗК в евангельское место благодати – святочные торжества плавно перелились в итоговый праздник.
Случайной публики в зале не было: предвкушали причаститься характерной для композитора интонации, унаследовавшей лучшие традиции церковного пения, его какому-то удивительно теплому гармоническому строю, тембровому изобилию, сулимому необычным составом исполнителей.
Симфония «Песнь восхождения» (псалмы 129, 120, 136, 134, 148-150) и Рождественская оратория звучали в исполнении БСО под управлением Владимира Федосеева, солистов – Варвары Чайковой, аспирантки МГК, обладательницы хрустально-полетного сопрано, баса Дмитрия Белосельского, протодиакона Александра Агейкина (баритон-евангелист) – и двух хоров – Синодального (рук. Алексей Пузаков) и Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (рук. Леонид Павлов). Причем в оратории пели оба хора, как два огромных клироса, то соединяясь в торжественных славословиях, то переливая звонкие роднички юных голосов в сочные регистры зрелых тембров. Радость неизъяснимая! А уж мастерство и тонкость такого уникума, как БСО в руках В. Федосеева, словами передать просто невозможно!..
28 января…
Без участия Центрального военного оркестра МО РФ не проходит ни одно значимое событие в общественно-политической и культурной жизни страны. Конечно, главный военный дирижер генерал-майор Валерий Халилов и начальник оркестра полковник Андрей Колотушкин и в этот раз не могли остаться в стороне. «Мы все связаны с Большим залом – и по учебе, и по творческой деятельности, – говорит Валерий Михайлович. – Обеспечиваем оркестром выпускников кафедры оперно-симфонического дирижирования, играем созданную молодыми композиторами музыку, выступаем с концертами…»
Вечер открыл непременный участник военных парадов марш – «Салют Москвы» С. Чернецкого, с первых звуков создав торжественно-приподнятую атмосферу. Далее звучали вальс Байнеса «Судьба», заигравший в аранжировке С. Финогенова всеми красками духовых тембров, и впервые исполненные «Детские сцены» Г. Калинковича, которые вызвали параллели с «Детским альбомом» Чайковского. Незабываемое впечатление произвела на публику игра солистов – Владислава Лаврика в Концертной пьесе № 2 В. Брандта для трубы с оркестром и Сергея Гончарова в Восточной фантазии Г. Чернова для кларнета и концертного духового оркестра памяти Н. А. Римского-Корсакова.
Второе отделение началось Пассакалией Баха в транскрипции для органа (Маргарита Королева) с оркестром. Но настоящей жемчужиной вечера стал его финал, где прозвучала Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Кроме оркестра Министерства обороны в исполнении симфонии участвовали оркестр Военного института (военных дирижеров) Военного университета (начальник – подполковник Виктор Ковальский) и ряд хоровых коллективов. Среди них – хор Ансамбля песни и пляски Военно-воздушных сил (начальник – полковник Александр Дружинин); Патриарший хор храма Христа Спасителя (регент Илья Толкачев), хор Государственной Третьяковской галереи (рук. Алексей Пузаков), Камерный хор «Классика» Международного фонда единства православных народов (рук. Нина Королева), а также хор Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных (рук. Филипп Чижевский) и хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (рук. Леонид Павлов). Соло на тромбоне исполнил Эркин Юсупов. Более 200 музыкантов слились в едином порыве в звуках величественной всепоглощающей Музыки!
2 февраля…
Фойе Большого зала оживилось, наполнилось привычным шумом, предконцертным ожиданием необыкновенно рано – уже в 16 часов балкон был забит под завязку, а партер стремительно наполнялся. И немудрено: в Москве снова выступал Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра и его творческий соратник Денис Мацуев. На этот раз вместо традиционного вечернего концерта из двух отделений с антрактом слушателей ждала дневная фантазия-сюрприз для оркестра и рояля без заранее известной программы.
Концерт был посвящен памяти Вероники Дударовой, для которой сцена Большого зала была родной. Сначала ансамбль оркестра – духовая группа – исполнил «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского и Праздничную увертюру Шостаковича. Затем на сцену вышел Д. Мацуев. Торжественно и в тоже время скорбно прозвучала Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. Необыкновенно прочувствованно, выразительно пел рояль в дуэте с оркестром, артисты не просто играли очередной концерт – они отдавали дань памяти великому дирижеру и музыканту. По окончании рапсодии зал аплодировал стоя. Финальным номером стало личное посвящение Д. Мацуева Дударовой – «Раздумье» Чайковского. Музыка лилась, трогая до глубины души…
Концерт превзошел все ожидания. Зал не хотел отпускать исполнителей, и если бы не вечерний спектакль в Большом театре, где «Мариинка» давала «Женщину без тени» Рихарда Штрауса (одно из самых сложных произведений композитора!), то, наверное, было бы сыграно еще немало бисов…
10 февраля…
Мне Брамса сыграют – я вздрогну, я сдамся… – слова Бориса Пастернака можно было бы поставить эпиграфом к концерту, в котором приняли участие всемирно известный скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий (Великобритания) и не менее выдающийся виолончелист и органист Александр Князев. Программа включала два концерта Й. Брамса. Солистам аккомпанировал ГАСО им. Е. Ф. Светланова под управлением Александра Сладковского.
Брамс предстал во всем своем величии – на высоте оказались и солисты, и оркестр. Дирижеру удалось выстроить оба концерта концепционно – с лирико-драматической доминантой в первых частях, пасторальными мотивами в центре цикла и народно-бытовой стихией в финалах. Хороши были туттийные моменты, мощно и насыщенно звучала струнная группа, в медленных частях особый «сельский» колорит создавал хор деревянно-духовых инструментов с примесью меди.
В первом отделении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 77. С первых же звуков скрипки стало ясно, что перед нами – Мастер, которому подвластно все: лиричность высказывания сочеталась в игре Д. Ситковецкого с подлинным драматизмом, филигранная нюансировка – с техникой «крупного смычка» и виртуозным размахом. Вместе с тем его игра, лишенная малейших признаков аффектации, во многом напоминала исполнение великих «стариков» с их «речевой» манерой интонирования – в частности, школу Янкелевича и Безродного. Сияющий неземной теплотой, лучистый и трепетный, тембр скрипки не тонул в звуковой массе оркестра, а, казалось, парил над ним…
Необыкновенно интересным получился диалог Д. Ситковецкого с А. Князевым, обладающим недюжинным темпераментом и эмоциональностью. Второе отделение было отдано Концерту для скрипки и виолончели ля минор ор. 102, представляющему немалые трудности как в содержательном, так и в ансамблевом отношении. Дуэт музыкантов оказался совершенным. Аристократичная и благородная манера исполнения Ситковецкого не противоречила экспрессивному виолончельному стилю Князева: взволнованному сочному вибрато отвечал голос более гармоничного «старшего брата», а вместе они прекрасно уравновешивали и дополняли друг друга.
Концерт завершился на полном подъеме под восторженные рукоплескания публики. Когда еще в зале концертной мне Брамса сыграют так ярко?..
(Продолжение в следующем номере «РМ»)
Мария Макарова,
Ганна Мельничук,
Ольга Ординарцева