У нее получалось всё…
№ 2 (1276), февраль 2010
Ушла из жизни великая певица. Человек разносторонний, удивительный, вдохновенный и безмерно талантливый. Жизнь Ирины Константиновны Архиповой была пронизана творчеством, плодотворным и успешным. По первому образованию она была архитектором, быстро заслужила авторитет, попала в видную градостроительную группу и участвовала в проектировании ряда московских зданий, даже университета. Но Ирину Константиновну всегда привлекало пение. После окончания консерватории музыкальная сцена стала ее судьбой, ее жизнью, и она по праву царствовала на этой сцене много десятилетий.
Она была артисткой самодостаточной, «человеком-театром», королевой сцены, завораживающей, привлекательной, притягательной и захватывающей. Никакие восторженные отзывы зрителей или критики об Архиповой не были преувеличением. Для партнеров петь в спектаклях с Архиповой было счастьем и бесценной школой, за что они были ей благодарны и бесконечно ее уважали.
Как и когда занималась Ирина Константиновна – останется тайной. Невозможно представить количество и напряженность труда, затраченных певицей на подготовку своих выступлений. При нагрузке в театре, консерватории, при многочисленных гастролях, записях, занятости в созданном ею Союзе музыкальных деятелей, в Фонде Архиповой, в конкурсах она еще задумывала и осуществляла проекты немыслимого размаха. Один из таких проектов – Антология русского романса. Антология представляла собой цикл из двадцати двух концертных программ по двадцать пять произведений в каждом. На подготовку и исполнение Ирина Константиновна отвела себе три года. Этот грандиозный проект был блестяще осуществлен. Завершив Антологию, Ирина Константиновна исполнила в Большом зале консерватории программу из двадцати семи «Аве Марий». Голос певицы сохранял свежесть и звучность, а исполнение – разнообразие и темперамент всю долгую певческую жизнь.
У Ирины Константиновны получалось все, за что бы она ни бралась. Оживали музеи, для которых она находила архивы и экспонаты, проводились конкурсы Глинки, когда это казалось совсем невозможным, сохранился музыкальный союз с активным взаимодействием музыкантов бывших союзных республик.
Как педагог Ирина Константиновна была уникальна. Подобно великому живописцу, она несколькими штрихами могла поправить исполнение произведения учеником, и уровень его поднимался на новую высоту. Архиповские конкурсы не заканчивались вручением премий. Устраивались концерты на родине Глинки, в городах страны, в Большом театре. И в дальнейшем Ирина Константиновна внимательно следила за своими подопечными, способствовала их росту, постоянно общалась с ними. Все, чего касалась Архипова, получало импульс к развитию. Даже цветы на даче у нее росли и цвели как ни у кого.
И. К. Архипова – обладательница всех возможных артистических званий и наград, она самая титулованная артистка в мире, как отмечает Книга Гиннеса. Поразив Марио дель Монако и Ла Скалу, именно Архипова проложила советским и российским певцам дорогу на Запад. Меру оценки явления, каковым была Ирина Константиновна Архипова, можно выразить двумя словами: Национальное Достояние. Она ушла в историю, куда ее имя вписано золотыми буквами.
Профессор Ю. А. Григорьев