Кларнетных дел мастер
№ 2 (1276), февраль 2010
Природа наградила профессора Р. О. Багдасаряна даром блистательного исполнителя, педагога и дирижера. Как солист он выступает уже почти полвека, участвовал в ансамблях с такими выдающимися мастерами, как Г. Вишневская, М. Ростропович, В. Ашкенази, В. Дулова, В. Пикайзен, В. Попов, А. Корнеев. На ежегодных гала-концертах играют все ученики профессора – от студентов колледжа при Московской консерватории до ее аспирантов. Как правило, выступает и сам маэстро, исполняющий виртуознейшие пьесы, которые зачастую ему же и посвящены. Кроме того, Багдасарян постоянно создает транскрипции не только для кларнета или ансамбля кларнетистов, но и для смешанных составов (достигающих порой 20 и более исполнителей). В этом случае Рафаэль Оганесович, в прошлом воспитанник профессора Б. Э. Хайкина, встает за дирижерский пульт.
В концерте, который состоялся в Рахманиновском зале, профессор брал в руки не только дирижерскую палочку. Бесподобный по красоте кларнет Багдасаряна, что долгие десятилетия был украшением оркестра Большого театра, звучал чарующе, словно по волшебству. Маэстро сыграл редко исполняемые Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Альбана Берга. В дуэте с прекрасным музыкантом, концертмейстером класса Рушанией Аббясовой, возникло очень точное и тонкое решение этой сложной знаковой партитуры. Контраст пьес достигался динамическими, штриховыми и регистровыми нюансами, а чистейшее пианиссимо, казалось, растворялось под сводами зала с его удивительной акустикой.
Из новинок современной музыки предстала Камерная симфония Всеволода Задерацкого. Партии духовых (кларнет, труба, валторна, тромбон), ударных и фортепиано играли О. Соломахин, М. Анисифоров, Т. Эфендиев, Г. Ямбаршев, П. Лесаев, С. Иванова, Е. Красильников, М. Винницкий. В трехчастной симфонии первые две части воспринимались как рассказ о тяготах лагерной жизни, а финал словно искрился красками света. По просьбе публики он бисировался. Повторилась и кода «Испанских зарисовок» И. Оленчика (кстати, автор посвятил свою концертную пьесу на тему Шостаковича Р. О. Багдасаряну). В этом септете, выступающем как Ансамбль солистов Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, где единый исполнительский организм составили флейтист М. Соколов, гобоист Ф. Егоров, кларнетист О. Соломахин, фаготист Д. Никулин, валторнист П. Лесаев, ударник Д. Волков, народный артист России скромно взял в свои руки бубен. Переполненный Рахманиновский зал взрывался бурными аплодисментами, а на сцене блистали студенты И. Рудич, Д. Рыбалко, О. Соломахин, И. Кашевник, А. Назиуллин, А. Карташев и аспирант А. Михайленко.
«Ретрансляция» классного вечера состоялась в Институте имени А. Г. Шнитке. В рамках мастер-класса «Музыкальной пятницы» Шнитке-центра снова прозвучали «Испанские зарисовки» И. Оленчика, Рапсодия для кларнета Дебюсси (А. Карташев), Концертная пьеса для двух кларнетов Мендельсона (Д. Рыбалко, И. Рудич), первая часть Концерта Вебера (С. Богданов). Были представлены также первая часть Концерта и Тема с вариациями Ж. Франсе (К. Тастанбеков, А. Назиуллин) и первая часть Концерта Василенко (В. Груздев). Гостей приветствовал Ансамбль флейт института (руководитель – профессор А. Дектярев), прекрасно сыгравший ряд пьес, в том числе знаменитый «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Теплота общения представителей московского студенчества по департаменту духовых инструментов способствовала не только успеху саммита, но и его неформальному продолжению в Шнитке-центре.
Спасибо, дорогой Рафаэль Оганесович, что так щедро делитесь своим исполнительским и педагогическим мастерством. И до новых встреч!
Профессор Е. Б. Долинская