Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Стильно, индивидуально, ярко

№ 4 (1278), апрель 2010

Мартовский концерт Зураба Соткилавы в Большом зале привлек большое внимание любителей вокального искусства: и участием главного героя этого музыкального действа, и именами выступающих с ним в ансамбле замечательных певиц Хиблы Герзмавы и Маквалы Касрашвили, а также возможностью познакомиться с творчеством Шалвы Мукерия – звезды Венской оперы.

Думаю, что многих почитателей творчества З. Соткилавы, пришедших на концерт, интересовал вопрос, как этот замечательный мастер, обладатель удивительного тембра с серебристым верхом, наполненной серединой и завлекательно звучащим нижним регистром, проявит себя в такой огромной программе? Не привнес ли возраст какую-то коррекцию? Сразу заметим, нет. Прежде всего об этом свидетельствовали масштаб и сложность репертуара. В своем вокальном вечере исполнитель не стремился предложить путешествие по разным странам и вокальным школам – здесь была идея синхронизировать программу, укрупнить ее.

Первое отделение было монографическим, посвященным Масканьи (Ave Maria, сцена Беппе и Фрица, ария Сюзель, дуэт Фрица и Сюзель из оперы «Друг Фриц»; ария Сантуццы, дуэт Турриду и Сантуццы из оперы «Сельская честь»). В творчестве З. Соткилавы этот композитор занимает особое место. Музыка высокого накала требует, по словам певца, «внутренней свободы, чистоты и искренности». Все это было продемонстрировано в полной мере. Артист пел с абсолютной отдачей. Никаких вполголоса, никаких микрофонных подсветок. Все звучало так, как и должно быть у мастера, обладающего и опытом, и божьим даром, и влюбленностью в свою профессию.

Второе отделение было задумано как приношение слушателям после драматических коллизий музыки Масканьи. Прозвучали любимые всеми оперные хиты: ария Турриду («Сельская честь»), Вальс Джульетты («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), ария Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Вальс Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), романс Леандра (сарсуэла «Трактирщица из порта» П. Сорособаля). С нарастающим энтузиазмом публика приветствовала арию принцессы Буйонской («Адриена Лекуврер» Ф. Чилеа), арию Лионеля («Марта» Ф. фон Флотов), заключительную сцену оперы «Кармен» Бизе.

Зураб Соткилава, профессор Московской консерватории (1987), успешно сочетает свою исполнительскую деятельность с передачей опыта молодым певцам. Ничего удивительного, что к участию в концерте Зураб Лаврентьевич привлек также своих учениц, оказавшись верным замечательной традиции консерватории: учитель и ученик на одной сцене, рядом. В таких случаях мастерство передается как бы из рук в руки. Все это наглядно проявилось в дуэтах с Анной Сафоновой («Ave Maria» П. Масканьи) и с Ксенией Леонидовой (заключительная сцена оперы Ж. Бизе «Кармен»). Майрам Соколова в партии Лолы прекрасно дополняла блистательный ансамбль З. Соткилавы и М. Касрашвили в сцене Турриду и Сантуццы.

Не сделаю открытия, если скажу, что успех вокального концерта во многом зависит от оркестра или, чаще, концертмейстера-пианиста, который буквально выносит на своих руках разнообразную сложную программу. Карина Погосбекова, выступающая в последние годы вместе с З. Соткилавой, и в этот раз показала себя прекрасным тонким музыкантом, одной из лучших представительниц молодого поколения концертмейстеров. Ансамбль со всеми певцами был безупречным и демонстрировал превосходное тембровое слышание пианистки, ее умение не только следовать за певцом, но и вести за собой.

Привлекший к себе внимание концерт не мог не сопровождаться аншлаговой ситуацией: его обрекало на успех само созвездие имен. А если сконцентрировать полученные от концерта впечатления в нескольких словах, то они будут такими: стильно, индивидуально, ярко.

Профессор Е. Б. Долинская

Поделиться ссылкой: