Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Бег длиною в 25 лет

№ 5 (1279), май 2010

Сидельников
5 июня 2010 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения композитора, профессора Московской консерватории, народного артиста России, лауреата Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки Николая Николаевича Сидельникова (1930-1992). Большую часть жизни он посвятил консерватории, воспитав целую плеяду замечательных музыкантов (В. Тарнопольский, К. Уманский, В. Мартынов, И. Соколов и др.), но сегодня имя композитора вспоминают все реже. А может быть время великого мастера еще впереди?.. Накануне юбилея композитора Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского сделал настоящий подарок – свершилось событие, которого, затаив дыхание, ожидали 25 лет: состоялась мировая премьера оперы Н. Сидельникова по пьесе М. Булгакова «Бег».


Путь на сцену у опер Сидельникова тернист – видно, такая судьба настоящей музыки, которая должна многое преодолеть, прежде чем найти своего слушателя. Несколько лет назад Пермский оперный театр предпринял попытку осуществить постановку «Чертогона», но в результате нехватки времени и сил ограничился лишь «презентацией-показом» некоторых фрагментов. «Бег» стал первой оперой композитора, увидевшей свет театральной рампы. Спектакль вызвал большой резонанс в прессе и музыкальных кругах. Инициаторами постановки стали режиссер театра Ольга Иванова, которую композитор сам благословил на создание спектакля, и дочь композитора Анастасия Сидельникова, которая поделилась своими воспоминаниями и впечатлениями:

Папа начал работать над «Бегом», едва закончив «Чертогон». На черновиках этой оперы есть уже наброски «Бега». Он действительно хотел быстрее приступить к работе – Булгаков был его любимым автором, а тема России была его болью. Он очень внимательно и с большой ответственностью подходил к сочинению – я помню, как папа по 16 часов в день мог работать над одной сценой, переписывая ее, доводя до совершенства…

Опера написана на неизменный текст пьесы. В результате получилось монументальное полотно, продолжительностью 5 часов! Конечно, ни один театр не осмеливался взяться за такую работу. Предлагали сократить, что-то переделать, но папа был непреклонен. У него было идеальное чутье формы и драматургии, и любые «переделки» могли сыграть в минус…

Спустя 25 лет я осмелилась передать партитуру «Бега» Кириллу Уманскому – ученику Николая Николаевича, который сделал переложение для камерного оркестра и внес некоторые сокращения, в результате которых спектакль теперь длится 3 часа. Конечно, жалко, что выпали некоторые арии, эпизоды, что камерный оркестр несколько проигрывает по сравнению с симфоническим… Но постановка осуществлена! И она блестяща! Великолепная работа актеров, дирижера, режиссера. Как к этому отнесся бы папа? Сложно сказать. Дело в том, что отец однажды заметил: «Я привык к тому, что мои вещи не исполняются». Как бы в ответ режиссер спектакля Ольга Иванова замечательно сказала: «Этот грех мы должы обязательно исправить и поставить оперу в полный рост»…

В музыке Сидельникова всегда есть несколько уровней: один из них – тот, который слышит каждый и по которому многие начинают судить о произведении. А другой – тот, который могут услышать избранные, внимательные, способные и желающие постичь глубины композиторского замысла… Я понимаю тех, кто не воспринял оперу с первого прослушивания – музыка сложная, местами «страшная»… Но «невосприятие» ее некоторыми (даже серьезными) музыкантами говорит скорее не о сложности оперы, а о нашей духовной деградации. Можно ли высказывать свое негативное мнение, не дослушав оперу до конца? Оказывается, можно, и это говорит об уровне наших уважаемых критиков – некоторые из них берутся за перо, имея три класса образования! К сожалению, мы теряем слушательскую культуру…

Папа всегда стремился быть понятным слушателям, он не писал в стол. Его музыка очень искренняя, она воздействует, в первую очередь, на «простых» людей. Когда я разговаривала с певцами, которые готовили «Бег», то они все в одни голос говорили, что сначала, конечно, было нелегко, но потом музыка просто затягивала и завораживала. Наблюдая за репетициями, я поняла: музыка Сидельникова открывает творческий потенциал певца, и это – бесценный дар…

Первые шаги оперы Николая Сидельникова на сцене сделаны, и хочется надеяться, что они вскоре превратятся в триумфальное шествие! А как сложится дальнейшая судьба спектакля – покажет время. 5 июня – в день рождения композитора – «Бег» снова будет идти в театре Б. Покровского.

Светлана Косятова,
аспирантка ИТФ

Поделиться ссылкой: