Не столько звуки, сколь?..
№ 4 (1269), апрель 2009
Узнав о встрече «Междисциплинарного клуба», мы решили сходить и посмотреть, что это такое. И не пожалели. Почему-то казалось, что данное мероприятие будет в виде конференции научно-серьезного стиля с интересными докладами и вопросами в конце. Но стоило нам зайти туда, как все предположения развеялись… Строгий Конференц-зал превратился в уютный и камерный. Стол был придвинут к стене, а вместо докладчиков сидели музыканты!
Название «Стратегия музыкального творчества» будоражило воображение. М. В. Карасева – «родитель» и руководитель этих встреч – открыла заседание такими словами: «Мы начинаем, даже с небольшой задержкой, как положено серьезному собранию», тем самым создав непринужденную и весьма доброжелательную атмосферу в стиле Балакиревского кружка.
Через пять минут зал был переполнен. Вначале Марина Валерьевна представила всех друг другу: это были люди разных профессий и направлений – профессиональные музыканты разных специальностей (дирижеры хора и музыковеды), просто любители музыки, социологи из Высшей школы экономики, психологи из МГУ и Московского центра НЛП (о нем еще пойдет речь). Кроме того, присутствовали писатель, журналист и актеры.
К обсуждению предлагалось несколько тем:
«Музыка – это не столько звуки, сколь…»: с чего начинается сочинение музыки; о стимулах музыкального творчества; вдохновение глазами психологов и музыкантов;
«Как ты понимаешь, что это сработано хорошо?»: стратегии достижения желаемого творческого результата;
«Музыка простая и сложная, скучная и нескучная»: параметры слушательской оценки музыки: наблюдения психологов и социологов;
«Что вначале – слово или музыка?»: варианты фокусировки внимания в процессе слушания музыкальной композиции; особенности восприятия хоровых сочинений;
«Музыка – что в ней слушать?»: сюжетность и бессюжетность в музыке; роль синестезии в слуховом восприятии.
Вопросы эти, однако, стали лишь одним из возможных вариантов развития беседы, подлинная «стратегия» которой зависела исключительно от нас.
И тут следует пояснить: такой жанр, как семинар-тренинг, в наш Конференц-зал попал из Московского центра нейро-лингвистического программирования (сокращенно НЛП) где это – естественная форма обучения. Впрочем, несведущим это мало что объясняет, а говорить на эту тему долго, так что за разъяснениями отсылаем интересующихся читателей к сетевым ресурсам или к М. В. Карасевой, а очень-очень интересующихся – непосредственно в центры обучения. Заметим только, НЛП – это «как», а не «что».
Однако вечер был посвящен не столько процессу творчества, сколько восприятию. Темой же для обсуждения стала музыка к кино. Что она должна выражать? Насколько она может без видеоряда раскрывать сюжет?
Развивалось общение так: М. В. Карасева предваряла выступление музыкантов примерным списком вопросов из серии «на что обратить внимание» в своем восприятии и ассоциациях (цвет, свет, температура, погода, время года, время и место действия). Музыканты играли, а слушатели делились впечатлениями, разбирались, почему эта музыка вызвала именно такие образы и ассоциации. Сравнивали различные фрагменты между собой – что лучше, что хуже.
Трое из зала примерили на себя роли продюсера, режиссера и звукорежиссера, и в новом амплуа они стали размышлять об услышанном: к какому фильму данная музыка подойдет, на какую аудиторию рассчитан фильм, какой бюджет нужен для создания картины и т. д. И все эти идеи рождались от знакомства с двумя музыкальными фрагментами, сочиненных композитором, сидящим за роялем. О его авторстве мы узнали только в самом конце встречи.
Остается только удивляться огромному количеству совпадений. Поразительно, но музыканты с не-музыкантами и психологи с не-психологами пришли к одинаковым результатам в оценке сюжета, развития действия. Даже предполагаемый видеоряд у различных людей был очень похож!
Какой же итог? Все получили удовольствие и множество впечатлений, а интрига, заданная ведущей в начале вечера, держалась до самого конца. А встреча была не только увлекательной, но и полезной: Николай Иншаков (композитор) апробировал свои сочинения и смог (из наших суждений) понять, насколько его музыка соответствует создающемуся фильму. Всем было действительно интересно. Для нас же – еще и необычно.
Надежда Игнатьева, Елена Козлова,
студентки III курса ИТФ