Имя его было на устах у всех
№ 1 (1248), январь 2007
19 декабря консерватория, как и год назад, торжественно отметила Николин день — именины Николая Григорьевича Рубинштейна. Традиция чествовать великого музыканта, устраивая праздничный спектакль или концерт, зародилась еще при жизни Рубинштейна и существовала вплоть до революции 1917 года. В советский период и знаменитые «Рубинштейновские обеды», и Николин день, равно как и все церковные праздники, были отменены и преданы забвению. Но сейчас мы присутствуем при возрождении этих замечательных традиций. В начале мероприятия с приветственным словом к собравшимся в Большом зале обратился ректор – народный артист России профессор Т. А. Алиханов, а затем оперный коллектив МГК показал «Богему» Пуччини. Перед началом и в антракте для сотрудников, педагогов и студентов в фойе Большого зала состоялось чаепитие с баранками. Об истории возникновения Николиного дня рассказывает директор Музея имени Н. Г. Рубинштейна, кандидат искусствоведения Е. Л. Гуревич.
В личности и деятельности Н. Г. Рубинштейна, пламенного энтузиаста и блестящего организатора, сконцентрировались гражданский пафос и самоотверженность, столь характерные для прогрессивной российской интеллигенции позапрошлого столетия. Талантливый артист и обаятельный человек, Н. Г. Рубинштейн притягивал к себе одаренных людей, создавая вокруг себя превосходную творческую атмосферу. Николая Григорьевича считали душой московской музыкальной жизни – он пользовался необыкновенной любовью и громадным уважением современников. Перед ним преклонялись, его авторитет был поистине непререкаем. Не случайно августейшая покровительница ИРМО Великая княгиня Елена Павловна именно его назначила директором консерватории.
К педагогической работе — сначала в музыкальных классах при Московском отделении РМО, а затем в выросшей на их основе консерватории – Николай Григорьевич привлек не только жителей Москвы — А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, Н. Д. Кашкина, Э. Л. Лангера, но и переехавших из Петербурга в Москву выпускников первой российской консерватории – П. И. Чайковского и Г. А. Лароша, а также А. Д. Александрову-Кочетову. Были приглашены также знаменитые зарубежные виртуозы – А. Доор, Б. Ф. Косман, Ф. Лауб, Дж. Гальвани, И. В. Гржимали.
Среди учебных курсов видное место заняла история русской музыки. Уже в 1869 году под руководством Н. Г. Рубинштейна Московская консерватория сумела показать публике шедевр М. И. Глинки — оперу «Жизнь за царя», а в 1879 — осуществила в Малом театре премьеру ставшего впоследствии знаменитым «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Особый характер носили публичные консерваторские концерты — не просто отчеты учащихся, а совместные выступления молодых питомцев с их прославленными педагогами.
К 70-м годам XIX века Николай Григорьевич достиг апогея зрелости. Слава его гремела по всей первопрестольной столице. Современники называли его «хозяином музыкальной Москвы», «первым консулом по части музыки в Москве». Имя его было на устах у всех. Мемуаристы в один голос рассказывают, что достаточно было приезжему человеку справиться о месте жительства Николая Григорьевича (даже не называя фамилии Рубинштейн) у извозчика или у первого встречного, — и любой человек указывал его адрес.
Любовь и преклонение перед Рубинштейном педагогов и учащихся консерватории проявились в той форме его чествования, которая по инициативе педагогов и при восторженной поддержке учащихся была заведена в день его именин с 1872 года: 6 декабря (по старому стилю) — Николин день — ежегодно ознаменовывался ученическим спектаклем. Причем его готовили в тайне от виновника торжества — как сюрприз.
Первой постановкой такого рода была пьеса Шекспира «Сон в летнюю ночь» с музыкой Феликса Мендельсона. К сценической работе над этой комедией привлекли замечательного актера Малого театра — Ивана Васильевича Самарина. Вскоре по приглашению основателя и директора консерватории Самарин стал профессором драматического класса в Московской консерватории.
В 1881 году Николая Григорьевича не стало. Он умер от тяжелой болезни на 46-м году жизни, в полном расцвете творческих сил. В Музее имени Н. Г. Рубинштейна с давних пор принято отмечать день его смерти — 11 марта. Однажды в разговоре с Павлом Михайловичем Третьяковым он сам просил, чтобы друзья всегда собирались в день его кончины и вместе поминали его.
И сейчас, по прошествии 126 лет со дня кончины Николая Григорьевича, он словно незримо присутствует среди нас. В Большом и Малом залах консерватории – вверху, над эстрадой – есть барельеф, запечатлевший облик великого артиста, пробуждающий воспоминания о его замечательном искусстве и о большом жизненном подвиге — создании Московской консерватории. Фойе партера украшает парадный портрет Н. Г. Рубинштейна, прославленного пианиста и дирижера. Это полотно было создано в 1946 году и основой для него послужили фотографии, сделанные во время многочисленных концертных выступлений Николая Григорьевича. На знаменитой монументальной картине Ильи Ефимовича Репина «Славянские композиторы» мы тоже видим портреты двух братьев — старшего, Антона Рубинштейна, основателя Петербургской консерватории, и младшего, Николая, последовавшего его примеру и возглавившего дирекцию Московского отделения РМО, под эгидой которого была открыта наша консерватория.
Сам Бог велел отмечать именины Рубинштейна в Большом зале консерватории. Ведь именно здесь есть Музей, который носит имя его основателя. Он был создан уже в 1912 году. Но история его оказалась очень сложной. Решениями правительства Музей постепенно был превращен в ГЦММК им. М. И. Глинки и в 1964 переехал в другое здание, забрав с собой все богатейшие фонды. Лишь в 1995 году Музей имени Н. Г. Рубинштейна открылся вновь. В центре небольшого зала, где рассказывается об истории Московской консерватории с момента основания в 1866 году до начала 1920-х годов, размещен скульптурный портрет Николая Григорьевича работы неизвестного мастера конца XIX века. Сохранился в консерватории и старинный дирижерский пюпитр той эпохи; специалисты склонны считать, что он также принадлежал Рубинштейну.
Отрадно, что, отмечая с 2005 года в Большом зале именины Николая Григорьевича, мы присутствуем и при возрождении такой замечательной традиции как «Рубинштейновские обеды». Известно, что инициатива проведения подобных мероприятий принадлежала самому Николаю Григорьевичу. «Обеды» проводились в московских ресторанах в первое воскресенье после 11 марта, их «участниками» были виднейшие московские музыканты во главе с С. И. Танеевым – А. С. Аренский, А. Ф. Гедике, А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. Д. Кашкин и другие.
Николин День – это прекрасный, веселый праздник, который, с одной стороны, возвращает нас к историческим корням, а с другой – делает богатую творческими событиями жизнь учебного заведения еще более разнообразной.