Духовное возрождение
№ 1 (1248), январь 2007
К 150-летию со дня рождения Александра Кастальского
Современный слушатель, приходящий на концерт в Рахманиновский зал консерватории, не всегда помнит о том, что еще в прошлом веке это помещение, расположенное в историческом здании по адресу Б. Никитская, д. 11, принадлежало Синодальному училищу церковного пения. Долгое время его возглавлял выдающийся деятель русской хоровой культуры, композитор, дирижер и преподаватель Александр Дмитриевич Кастальский. В 1918 году Кастальский сумел на основе Синодального училища создать Народную хоровую академию, стараясь максимально сохранить дореволюционные хоровые традиции. Он принадлежит к числу тех счастливых избранников судьбы, творчеству которых суждена жизнь вечная.
Родившийся в Москве 28 ноября 1956 года, Кастальский нашел свое призвание в религиозном искусстве и создал на основе старинного церковного наследия новый национальный художественный стиль. Мир русской старины с ее церковными роспевами и мирскими песнями, народным и храмовым зодчеством, иконописью и прикладным искусством пронизывает музыку Кастальского. Он был и тонким ценителем искусства древности, и пытливым его исследователем-реставратором, и мечтателем-сказочником. Буйная фантазия уносила то в Древнюю Русь, то далеко за ее пределы — в Египет, Китай, Грецию, Иудею… Духовные сочинения Кастальского (им было написано около 130-ти хоров, монументальное «Братское поминовение», кантаты, музыкальные действа и реставрации) составляет ценнейший пласт русского искусства.
Влияние Кастальского на современных ему композиторов определялось также видным положением ее автора: с 1891 года, в течение почти двадцати лет, Кастальский дирижировал Синодальным хором — одной из лучших хоровых капелл Российской Империи, которая пела за богослужениями в Успенском соборе Московского Кремля, а также давала духовные концерты. Церковная музыка Кастальского с конца 1890-х годов звучала под управлением выдающихся хоровых дирижеров В. С. Орлова и Н. М. Данилина.
С 1887 года Александр Дмитриевич служил преподавателем в Синодальном училище церковного пения, где обучались мальчики-певчие Синодального хора, а с 1910 года он являлся директором этого учреждения. Таким образом, Кастальский был «мастером» целой школы «подмастерьев», воспитанных на его музыке и идеях. Впоследствии многие из них — Н. С. Голованов, С. А. Шумский, В. П. Степанов, С. А. Жаров, К. Н. Шведов и другие — стали видными музыкантами. Создание в России высшего хорового церковно-певческого учреждения, равного по статусу консерватории, было мечтой Кастальского, которую ему удалось воплотить в 1910-е годы в московском Синодальном училище.
Подобно его товарищам по дореволюционному цеху духовных композиторов и исследователей-этнографов, поколение которых ушло из жизни в 1920–1940-е годы (П. Г. Чеснокову, А. В. Никольскому, В. С. Калинникову, Я. А. Богатенко и др.), Кастальскому было суждено окончить земной путь в изменившемся, враждебном церкви мире. По сути дела, в возрасте 61-го года он начал творческую карьеру заново, завершив свою вторую, весьма короткую жизнь в качестве ведущего советского композитора и музыкально-общественного деятеля.
В наши дни церковная музыка Кастальского возвращена из забвения. Однако звучит она не столь часто, как того заслуживает. В ушедшем году лишь очень немногие российские хоры и дирижеры почтили память композитора исполнением его сочинений. Вместе с тем, праздник музыки Кастальского охватил два континента.
11 мая в музыкальном центре Сен-Роше в Париже композитора чествовали парижские хоры и регенты (В. Евец, А. Кедров, Н. Спасский и др.). В начале октября в Канаде, в городе Торонто, прошел посвященный Кастальскому церковно-певческий съезд Русской Православной Церкви Заграницей. Это событие, включавшее лекции, семинары, хоровые репетиции, завершилось торжественным богослужением в Свято-Троицком соборе, где двумя хорами численностью около ста человек п/у регентов из разных стран исполнялись сочинения Кастальского. Далее эстафету празднований приняли Глазго и Лондон. При участии камерного хора университета Стратклайд п/у Алана Тавенера прозвучало «Братское поминовение» в авторской редакции для хора, солистов и органа на латыни и английском языке – «Русский реквием», являющийся музыкальным памятником жертвам Первой мировой войны.
Далее юбилей Кастальского отмечали Петербург и Нью-Йорк. 18 ноября в Петербурге, в храме Спаса на Крови, хор Мариинского театра п/у Андрея Петренко в концерте из сочинений Кастальского представил на суд публики «Братское поминовение» в редакции для хора без сопровождения на церковно-славянском языке. В Нью-Йорке музыка Кастальского звучала 18 и 19 ноября в исполнении хора п/у Петра Фекулы в Знаменском храме Синода Русской Православной Церкви Заграницей за всенощной и литургией. Здесь впервые после долгих лет забвения можно было услышать цикл неопубликованных песнопений Кастальского «Из архиерейского облачения», написанный в 1918 году по просьбе святого патриарха Тихона.
28 ноября начались чествования Кастальского в его родной Москве, где на могиле композитора на Новодевичьем кладбище была отслужена панихида.
Днем позже в ГЦММК им. Глинки состоялся посвященный мастеру вечер памяти, в котором принял участие Московский мужской камерный хор имени Кастальского п/у доц. МГК Алексея Рудневского. На этом вечере произошла презентация книги «Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка». Книга основана на материалах, хранящихся в архивах и библиотеках России, Франции и США.
Московские чествования продолжались до 17 декабря – 80-летней годовщины памяти Кастальского. Именно к этому событию был приурочен мемориальный концерт в Ярославле, в котором выступила хоровая капелла «Ярославия» п/у Сергея Березовского и Московский мужской камерный хор имени А. Д. Кастальского п/у Алексея Рудневского. Музыка Кастальского звучала также в Свято-Даниловом монастыре п/у Георгия Сафонова, в храме-музее Святителя Николая в Толмачах п/у Алексея Пузакова и в Храме Христа Спасителя п/у Сергея Кривобокова.
Одним из наиболее ярких событий юбилейных празднований стал посвященный Кастальскому концерт, состоявшийся 9 декабря в РЗК. С исполнением музыки Кастальского выступили три коллектива: хор детской хоровой студии «Весна» п/у Надежды Авериной, Московский мужской камерный хор имени Кастальского п/у Алексея Рудневского и хор студентов МГК п/у Станислава Калинина.
Взрослым хорам было довольно сложно выступать после детского хора, который показал редкий образец того, как нужно исполнять музыку Кастальского. Дети пели предельно заинтересованно, с подлинным благоговением перед каждым словом богослужебного текста и с любовью к каждому мелодическому узору партитуры, демонстрируя при этом идеальную стройность ансамбля, пластичность фразировки и красоту звука.
Ансамбль Курского педагогического университета п/у Е. Легостаева представил прекрасное, с технической точки зрения, исполнение довольно длинного ряда сочинений П. Г. Чеснокова. Невольное сопоставление музыки двух композиторов еще раз подчеркнуло мелодическое и содержательное богатство партитур Кастальского.
Мужской хор п/у А. Рудневского представил интересную программу, состоящую из редко исполняемых духовных сочинений Кастальского, а также посвященный ему хор Н. С. Голованова «Дева днесь» (1927). Истинный эксперт в деле исполнения произведений Нового направления, А. Рудневский является одним из немногих дирижеров, кто многие годы беззаветно и бескорыстно служит делу пропаганды музыки Кастальского, прекрасно знает его творчество и владеет секретами его исполнения. Именно Рудневский взял на себя основную тяжесть проведения концертов памяти Кастальского в Москве и Ярославле.
В заключение выступил Хор студентов консерватории. Блестящий интерпретатор музыки Нового направления, С. С. Калинин совершил чудо, за несколько дней подготовив с хором, загруженным репетициями к другим концертам, такие шедевры, как «Хвалите» № 1, «Со святыми упокой» и «Сам Един». Настоящим откровением для слушателей стало знакомство с феерической «Тройкой» Кастальского на слова П. Орешина. Ярко и захватывающе – так можно охарактеризовать выступление Хора студентов. Под конец все участники концерта исполнили «Многолетствование» Кастальского.
С завершением юбилейных торжеств чествование композитора не оканчивается. В начале января хор Мариинского театра исполнит «Братское поминовение» в Израиле. Будет звучать музыка Кастальского и на ежегодных Рождественских чтениях, грядущих в Москве в конце января. Праздник продолжается!..
Светлана Зверева