От мала до велика
№ 1 (1248), январь 2007
4 октября в концерте под таким названием принимали участие представители нескольких поколений музыкантов, объединенные «большой» Alma mаtег: учащиеся ЦМШ и Академического колледжа, студенты, аспиранты и профессора консерватории. Необычный вечер вызвал множество размышлений: о современных одаренных детях, о российской исполнительской школе, о национальном достоянии и почти пустом (!) Большом зале. Не было того, что принято называть «образцовой показательностью». А были радость и легкость, глубина и серьезность, одухотворенность и трепетность.
Открывавшая вечер юная скрипачка Александра Ли (ЦМШ, кл. проф. Э. Д. Грача) исполнила «Фантазию» П. Сарасате на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» легко и ярко: лирика сменялась драматизмом, экспрессия – утонченностью. Сложнейшие флажолетные мелодии, парящие «в предельных высотах», были безукоризненны. Чувствуется, что для артистки техника – уже не главное. Виртуозность без нарочитости – таков исполнительский стиль и другой скрипачки – Алены Баевой, тоже воспитанницы Э. Д. Грача, закрывавшей вечер «Фантазией» Г. Венявского на темы «Фауста» Ш. Гуно. Алена – студентка V курса консерватории, зрелый музыкант, успешно концертирует с широким репертуаром. Для ее исполнения характерны глубокий, густой и теплый звук, пластичность интонации.
Свежо и по-новому прозвучала «Венгерская рапсодия № 2» Ф. Листа в исполнении Динары Наджафовой (ЦМШ, кл. доц. В. В. Пясецкого). Завораживали переливы кларнета Нарека Арутюняна (ЦМШ, кл. доц. Е. А. Петрова) в «Испанском каприсе» И. Оленчика.
Духовные опусы П. Чайковского в исполнении хора Академического колледжа при Московской консерватории (дирижер – Л. Павлов) – поклон великому композитору. А четыре хоровых миниатюры Л. Павлова под названием «Строки Пушкина» – замечательный вклад в музыкальную пушкиниану и продолжение традиций «Пушкинского венка» Г. Свиридова. Оба сочинения прозвучали светло и проникновенно.
Камерно-инструментальные произведения С. Танеева и Д. Шостаковича предстали в исполнении консерваторцев – Credo-квартета учеников кл. проф. Т. А. Гайдамович, а также Нарека Ахназаряна (виолончель) и Михаила Исаченкова (фортепиано): оба – студенты кл. камерного ансамбля проф. Т. Д. Оганезовой. И квартет, и дуэт порадовали гармоничной сбалансированностью исполнения: лиризмом – без сентиментальности, виртуозностью – без манерности.
Пять фортепианных прелюдий С. Рахманинова сыграл Павел Нерсесьян – представитель поколения молодой профессуры, ученик проф. С. Доренского и творческий «внук» и «правнук» соответственно Г. Гинзбурга и А. Гольденвейзера. Яркая игра тонкого и одухотворенного пианиста вызвала чувство «исторической» ностальгии: это Россия, которую мы потеряли? Или Россия, которую, слушая музыку Рахманинова, каждый раз обретаем вновь.
На пути «от мала до велика» традиции преемственности в профессии неоценимы. Обретающим себя они дают силу и мудрость, достигших «высот Олимпа» – обогащают и вдохновляют. Детство, отрочество, юность, молодость, зрелость… Вечное стремление к самым высоким нотам красоты и чистоты – в искусстве и жизни.
Юлия Николаева