Дань памяти
№ 8 (1246), ноябрь 2006
Этот год ознаменовался не только 140-летним юбилеем консерватории, но и столетием со дня кончины выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера, общественного и государственного деятеля, профессора Московской консерватории Антония Степановича Аренского.
А. С. Аренский (1861–1906) вошел в историю мировой культуры как создатель шедевров в области оперной, фортепианной и камерно-инструментальной музыки, автор ярких и вдохновенных страниц оркестровой и вокальной классики. Постоянно выступая с концертами в качестве пианиста и дирижера в России и за рубежом, Аренский руководил концертами Русского хорового общества (1888–1895), был управляющим Придворной певческой капеллой (1895–1901). Класс свободного сочинения Антония Степановича в Московской консерватории можно без преувеличения назвать эталонным. За 13 лет преподавательской деятельности он воспитал не только известных всему миру С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера; именно выпускники класса А. С. Аренского по композиции – А. Н. Корещенко, С. В. Рахманинов и Ф. Ф. Кенеман – были удостоены по специальности Большой золотой медали. У Аренского учились также А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, братья Г. Э., Л. Э. и Ю. Э. Конюсы, Р. М. Глиэр, сестры Евг. Ф. и Ел. Ф. Гнесины, А. Т. Гречанинов, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, Л. В. Николаев и многие другие. Кроме того, Аренский является автором теоретических трудов: «Краткого руководства к практическому изучению гармонии» (1891), «Руководства к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (в 2-х частях: 1893, 1894), «Сборника задач (1000) для практического изучения гармонии» (1897), по которым учились многие поколения музыкантов.
О том, как отмечается крупнейшая дата со дня кончины композитора, рассказывается в интервью студентки V курса консерватории Натальи Гайкович с Президентом Благотворительного музыкального фонда им. А. С. Аренского, внучатым племянником композитора Павлом Кондратьевым.
– Павел, как Аlma mater чтит своего выдающегося педагога в год столетия со дня его кончины?
К сожалению, в настоящее время имя Антония Степановича многими забыто. Сегодня проведение любого мероприятия зависит прежде всего от его финансирования, и столетие Аренского оказалось почти под срывом. В сезоне Московской консерватории на 2005/06 учебный год состоялся лишь один концерт, посвященный великому композитору (24 мая, МЗК), организованный кафедрой камерного ансамбля, за что я очень благодарен заведующему кафедрой, ректору консерватории Т. А. Алиханову и проректору по научной и концертной работе Е. Г. Сорокиной. Особенно хочется отметить прекрасное исполнение вокальных дуэтов Аренского и сцены Рафаэля и Форнарины из оперы «Рафаэль» воспитанниками класса проф. Е. М. Арефьевой. Первый струнный квартет Аренского, не звучавший в Москве десятилетиями, был прекрасно исполнен студентами класса квартета проф. С. И. Пищугина (28 марта, РЗК). Кроме того, детская музыкальная школа № 32 им. А. С. Аренского провела в конце марта Второй конкурс-фестиваль и посвятила его памяти композитора (открытие и закрытие конкурса состоялись в РЗК). Приятно, что в день 140-летия консерватории в РЗК состоялся концерт, на котором были исполнены фортепианные квинтеты Танеева и Аренского – юбиляров этого года, бывшими при жизни не только коллегами, но и друзьями. Сочинения прозвучали в прекрасном исполнении «Консонанс-квинтета», выпускников класса проф. А. З. Бондурянского. Порадовало и то, что среди произведений, исполнявшихся на конкурсе им. Н. Г. Рубинштейна, в интерпретации учеников профессоров Н. Л. Коган и И. М. Кандинской дважды прозвучало самое популярное сочинение Аренского – Первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. К сожалению, в абонементных циклах консерватории сезона 2006/07 года будет исполнено только одно сочинение композитора – одна из сюит Аренского для двух фортепиано (н. а. РФ А. Наседкин – н. а. РФ В. Овчинников).
– Как отмечается памятное событие в других городах России?
Два концерта памяти Аренского были проведены старейшим музыкальным учреждением России – Санкт-Петербургской академической капеллой. В Великом Новгороде, на родине композитора, прошли не только концерты его памяти, но и Международный музыкальный форум, посвященный 145-летию со дня рождения Антония Степановича, которое отмечалось в августе этого года. На форуме были представлены разнообразные доклады, посвященные проблемам педагогики. И это особенно знаменательно тем, что А. С. Аренский был действительным членом и учредителем Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей, состоявшего под Августейшим покровительством Его Императорского Величества Великого князя Сергея Михайловича. В ноябре этого года Новгородская филармония намечает проведение ежегодного традиционного фестиваля, посвященного Аренскому. Юбилейные мероприятия прошли также в г. Орле, с которым была тесно связана жизнь композитора (он был почетным председателем Орловского отделения ИРМО).
– Получается, в культурной жизни страны все же что-то происходит?
Всего перечисленного выше абсолютно недостаточно для приношения памяти вековой годовщины и, тем более, неадекватно дарованию А. С. Аренского.
В этом году Московская консерватория отмечает 140-летие со дня своего основания. Так почему же в концертах, посвященных этой дате, так мало сочинений наших, отечественных композиторов? Помимо П. И. Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича, без чьих сочинений не обходится ни один день в жизни консерватории, хотелось бы видеть на афишах больше произведений отечественной классики, забытых русских композиторов, особенно сочинений профессоров консерватории. Ведь они были по своей сути замечательными музыкантами. И мне кажется, что юбилей Alma mater консерватории – как раз повод для того, чтобы вспомнить все эти имена. Ведь конец XIX века – золотое время консерватории!
– А как обстоит дело с исполнением музыки Аренского за рубежом?
На Западе исполнители относятся к Аренскому с большим интересом, чем у нас в стране. Правда, этот интерес носит характер глобализма: «сыграть всё, записать всё». Надо быть благодарным такому интересу к русской музыке, возникшему за рубежом с начала 90-х годов XX века. Но обратная сторона этого глобалистического отношения – появление дисков с разным качеством исполнения. И все же, на Западе музыка Аренского появляется на дисках чаще, чем в России.
– Чем занимается возглавляемый Вами Благотворительный музыкальный фонд им. А. С. Аренского?
Создание Фонда в августе 2005 года стало насущной потребностью в преддверии 100-летия со дня кончины композитора: для проведения мероприятий, посвященных юбилейной дате, необходимы были финансовые вложения. Главными задачами и целями Фонда являются пропаганда творческого наследия и имени Аренского, а также проведение конкурсов, фестивалей, включающих сочинения малоизвестных отечественных композиторов его окружения. Нами были предприняты колоссальные усилия для того, чтобы организовать Второй Всемирный музыкальный фестиваль им. А. С. Аренского, в подготовке к которому были задействованы 750 (!) музыкантов (не считая оркестровых коллективов и музыкальных организаций). Именно поэтому хочется, чтобы фестиваль все-таки состоялся.
В советское время было напечатано сравнительно небольшое количество произведений композитора, поэтому нужно стремиться к изданию Полного собрания сочинений. И, конечно же, выпускать диски: за 100 лет, которые прошли со дня кончины Аренского, записи его музыки можно пересчитать буквально по пальцам! На сегодняшний день издана лишь одна монография в нашей стране, один монографический сборник за рубежом!..
– Какие программы Вы планируете реализовать в рамках фестиваля?
Творчество Аренского достаточно слабо представлено как на мировой сцене, так и в концертных программах нашей страны, поэтому мы попытались заполнить существующие пробелы. Нами запланирована мировая премьера баллады Аренского «Лесной царь» для солистов, хора и оркестра, а также циклы концертов из всех фортепианных и всех вокальных его сочинений. С просьбой поставить оперу «Наль и Дамаянти» и одноактный балет «Ночь в Египте» я обращался к В. А. Гергиеву. Надеюсь, состоится оригинальная постановка одноактной оперы «Рафаэль», осуществляемая силами студентов нашей консерватории. Одна из задач фестиваля – пригласить в Россию (Москву, Санкт-Петербург и Великий Новгород) зарубежных артистов, исполнявших и исполняющих музыку Аренского. Кроме того, планировались гастроли ГАСО под управлением М. Б. Горенштейна и четырех оркестровых коллективов по России и мировым столицам. Но для реализации всех этих замыслов нужны значительные финансовые вложения.
– Кто же, по Вашему мнению, может выступить в качестве спонсора Фонда и фестиваля?
Спонсором таких крупных фестивалей могут быть только очень крупные компании. Но сейчас главная цель Фонда заключается в необходимости добиться государственной поддержки. Без хотя бы минимального государственного финансирования спонсоры очень неохотно жертвуют свои средства на благотворительные цели! Данный проект может стать национальным проектом России в области музыкального искусства и культуры в целом. И государство должно поддерживать такие проекты, особенно в случае с самым высокопоставленным композитором в истории нашей страны – А. C. Аренским. Как чиновник особых поручений Министерства Двора (в настоящий момент – Администрация Президента России), общавшийся и неоднократно награжденный последним российским императором Николаем II, как руководитель Императорской Придворной певческой капеллы, первый открывший двери для музыкального пути А. В. Александрова, автора музыки ныне действующего Государственного гимна страны, – Антоний Степанович своим творчеством и деятельностью заслужил право на достойное почитание его таланта во всем мире. Хочется надеяться, что, как и 100 лет назад, наше государство отдаст достойную дань памяти своему сыну. А. С. Аренский, как цензор всей духовной музыки России, был похоронен в церкви Некрополя Александро-Невской лавры в столичном Санкт-Петербурге, где рядом покоится прах М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, всех композиторов «Новой русской музыкальной школы», П. И. Чайковского, Ф. М. Достоевского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова и многих других деятелей русской культуры. Сегодня наши государственные организации мало знают имя Аренского и мало помнят его творчество. Создание и деятельность Благотворительного музыкального фонда, носящего его имя, призвано способствовать пропаганде творчества одного из корифеев отечественного искусства – Антония Степановича Аренского.
Материал подготовила
Мария Макарова