В будущее − с оптимизмом
№ 8 (1246), ноябрь 2006
Чрезвычайно насыщенным выдался юбилейный год в жизни композиторского факультета. О его итогах и планах на будущее декан факультета, профессор А. А. Кобляков рассказал редактору «РМ» Светлане Наборщиковой.
– Александр Александрович, чем запомнился вам уходящий год?
– В первую очередь чередой интереснейших мероприятий, организованных руководством консерватории. Это – выступления, концерты, конференции, мастер-классы, издания и, конечно, великолепный фестиваль, начавшийся в БЗК 2 октября. Что касается нашего факультета, то нынешний год запомнится нам рядом дополнительных обстоятельств. Во-первых, у нас было шестнадцать (!) дипломников. И при этом уровень всех выпускников, по мнению председателя госкомиссии, руководителя Московского союза композиторов О. Б. Галахова, был достаточно высоким. Оркестровые дипломы представляли два дня, камерные – даже три. Было много организационных проблем, но мы справились. Спасибо ректору за поддержку! Кроме того, особая благодарность оркестру Минобороны (руководитель – полковник В. М. Халилов) и ансамблю «Студия новой музыки» (руководитель проф. В. Г. Тарнопольский, главный дирижер – проф. И. А. Дронов). Также запомнится нам и летний прием – целых двенадцать человек (вместе с коммерческими и переводниками). К 140-летию при поддержке проректоров, профессоров Е. Г. Сорокиной и Н. Н. Гиляровой мы организовали конкурс гимнов в честь консерватории и пока отобрали пять лучших – они были исполнены на концерте 24 октября в РЗК. Профессор факультета Г. И. Сальников специально для юбилея консерватории написал «Юбилейную здравицу», яркое и эффектное сочинение, прозвучавшее на открытии фестиваля. При поддержке ректора к столетию Д. Д. Шостаковича мы провели композиторский конкурс. Из тридцати студенческих работ в разных жанрах отметили четырнадцать. Удалось наградить лауреатов – опять же благодаря ректору, проректорам и начальнику финансового управления Н. В. Бушневой. Состоялись авторские концерты профессоров В. Г. Агафонникова, Л. Б. Бобылева, Е. М. Ботярова, Ю. М. Буцко, Р. С. Леденева, В. Г. Тарнопольского, А. В. Чайковского, Т. А. Чудовой, премьеры произведений Ю. В. Воронцова, С. В. Голубкова, Д. В. Дианова, И. А. Дубковой, С. А. Загния, Ю. С. Каспарова и др. Целый ряд премьер в России и за рубежом представил заведующий кафедрой сочинения, проф. А. В. Чайковский. Только что в Германии, опять же с успехом, прошла премьера новой оперы проф. В. Г. Тарнопольского. Отметим также интереснейший фестиваль, посвященный 10-летию со дня кончины Э. В. Денисова, одним из инициаторов и организаторов которого стал наш педагог Ю. С. Каспаров Прозвучали и другие мемориальные концерты – в первую очередь отметим концерт в РЗК 24 апреля (к 75-летию со дня рождения проф. А. А. Николаева). Еще одно, на мой взгляд, знаменательное событие – концерт 30 апреля в БЗК силами оркестра ЦМШ, состоявшийся по инициативе директора школы А. Н. Якупова (дирижеры А. Н. Якупов и В. Валеев). Произведения наших студентов были исполнены очень качественно и профессионально! Надеемся, что подобные концерты с оркестром ЦМШ станут традиционными. Кроме того, в нынешнем году удалось сделать то, что никак не удавалось ранее – организовать постоянный вокальный ансамбль из студентов-композиторов. В октябре это ансамбль исполнил ряд студенческих сочинений на концерте в РЗК. Впереди другие концерты. В том, что это случилось – огромная заслуга руководителя ансамбля, педагога Ю. В. Тихоновой, чей талант, энтузиазм и воля не могут не восхищать! Успешно ведет у нас Ю. В. Тихонова и факультатив «Хоровое письмо».
– Кстати о факультативах. Появились ли за последний период новые?
Да, это – «Рок и массовые жанры» (В. Лавров), «Джаз в музыке ХХ века» (Ф. Cофронов), «Современная фортепианная музыка» (И. Соколов), «Техника современной композиции» (кафедра проф. В. Г. Тарнопольского), «Музыка как вид искусства» (проф. В. Н. Холопова) и др. Кстати, Ваш факультатив «Современный балетный театр» пользуется, насколько я знаю, успехом у студентов… Кроме того, после перерыва возобновились долгожданные «Основы киномузыки» (проф. Т. К. Егорова). Как видите, спектр тем довольно широк, охватывает все звуковое пространство – от джаза до сонористики и микрохроматики.
– Не секрет, что именно композиторам чрезвычайно важна связь с другими факультетам и кафедрами, и, в первую очередь, контакты с исполнителями…
– Верно, и я как раз хотел поблагодарить своих коллег за высокопрофессиональное исполнение нашей музыки – будь это произведение профессора или студента. У нас прекрасные отношения со студенческим оркестром, которым руководит такой мастер как Л. В. Николаев, с дирижерами С. Дяченко, В. Валеевым, имеются совместные проекты с оперной студией (руководители – профессора П. И. Скусниченко, В. Ф. Жданов, А. Н. Якупов), оркестровым факультетом (декан – проф. В. М. Иванов, профессора В. С. Попов, Р. О. Багдасарян, преподаватели А. В. Раев, О. И. Танцов, Е. Петров), органным отделением (профессора Н. Н. Гуреева, А. А. Паршин, доц. Д. В. Дианов). К слову сказать, органисты уже записали целый ряд сочинений педагогов-композиторов, на очереди новые компакт-диски. Хорошие контакты у нас и с хоровым факультетом (профессора Б. Г. Тевлин и С. С. Калинин), который всегда радует композиторов превосходным исполнением. Наконец, особая благодарность кафедре камерного ансамбля (зав. кафедрой проф. Т. А. Алиханов, профессора А. З. Бондурянский, А. А. Корчагин, преп. Л. Менькова) за постоянное внимание к творчеству наших студентов. Ну и, конечно, самая тесная связь у нас с друзьями-теоретиками (декан – замечательная И. В. Коженова, кстати, мой учитель еще по Мерзляковке, профессора А. С. Соколов, Е. Г. Сорокина, М. А. Сапонов). Если же учесть, что теперь аспиранты должны писать диссертации, связь с теоретиками будет только усиливаться!
– Все мы знаем о славных традициях московской композиторской школы. А что нынешняя молодежь? Есть ли достижения?
– Да, безусловно. Лауреатами всероссийских и международных конкурсов стали К. Бодров, А. Гущян, А. Кузнецов, М. Хорькова, А. Наджаров, В. Затула, А. Михайлова и др. С успехом прозвучали театральные произведения Я. Судзиловского, А. Ромашковой. Впереди очередная премьера – опера С. Неллера «Тентажиль» по Метерлинку в «Геликон-опере». Спектакль делают великолепные режиссеры А. В. Парин, Д. А. Крымов, участвуют прекрасные солисты, а также известный дирижер Н. Андреасян. Кроме того, мы постоянно ощущаем поддержку Д. А. Бертмана. Приглашаем всех на премьеру!
– Ну и, наконец, ваши планы на будущее?
– Ближайшие планы – участие в конкурсе, посвященном юбилею Д. Д. Шостаковича, который проводит Питерская консерватория. Организация конкурса замечательная, за что отдельная благодарность А. В. Чайковскому, являющемуся, как известно, ректором дружественного ВУЗа. Теперь, мы надеемся, связи со старейшей консерваторией страны станут еще теснее! Также в планах возобновление контактов с БСО. Несколько лет назад, опять же благодаря Александру Владимировичу, удалось договориться с В. И. Федосеевым о концерте из произведений молодых композиторов консерватории, который с успехом прошел в БЗК. Подобное мероприятие могло бы стать хорошей традицией. Уже несколько лет активно действует «Клуб молодых композиторов» (К. Бодров, А. Гущян), где постоянно проводятся встречи с известными композиторами. Недавно состоялся мастер-класс классика современности Р. К. Щедрина. В общем, жизнь у нас интересная, в будущее смотрим с оптимизмом.
Все это, однако, относится к внутриконсерваторской жизни. А что ждет студента-композитора после окончания нашего вуза? Нынешнее отношение общества к серьезному творчеству не может не тревожить. Фактически полная невостребованность, отсутствие господдержки молодых композиторов (равно как и молодых литераторов, художников, режиссеров и т. д.) катастрофичны, как мне кажется, для будущего всей нашей культуры. Другой вопрос, вызывающий самое серьезное беспокойство – сохранение аспирантуры в творческих институтах. Надеюсь, консолидированная позиция главных вузов искусства (в том числе Питерской и Московской консерваторий) принесет, наконец, положительное решение этого вопроса.