Класс Галины Писаренко
№ 8 (1246), ноябрь 2006
Может быть, не случайно юбилей МГК совпал с юбилеем Д. Д. Шостаковича. Многие афиши украшали консерваторский дом именем великого композитора в начале сезона, появилось оно и в программе Конференц-зала. Нам, потрясенным слушателям, был представлен плод деятельности замечательного педагога, н. а. России проф. Галины Алексеевны Писаренко, в прошлом сезоне отметившей 30-летие своей педагогической деятельности. Звучала вокальная музыка Шостаковича: циклы «Семь стихотворений А. Блока» (1967) и «Одиннадцать песен из еврейской поэзии» (1948). И, возможно, именно эта программа явила нам истинное лицо педагога.
Да, конечно, триумфальный юбилейный концерт прошлой осенью продемонстрировал успехи всего класса в сложнейших произведениях, и сама юбилярша в льющемся небесном шифоне взлетала на сцену синей птицей счастья. В этом году все очень скромно – всего три ученицы. И какая трудная задача: не столько спеть, сколько прожить тончайшие по нюансировке трагические циклы, написанные в тяжелые для композитора годы. Сама Галина Алексеевна на занятиях часто повторяет: «Все время надо держать в уме задачу, все время должна идти концентрация мысли, а не – «попеть»!.. Не увлекайся своим голосом, увлекайся интонацией – идеальная интонация, когда получается Музыка!»
На этом вечере Музыка получилась. Программу скомпоновали в зеркальном порядке, и в начале звучал поздний «блоковский» цикл, написанный в расчете на тембр Г. Вишневской. Инструментальная составляющая цикла была представлена фортепианным трио в составе Юлии Окруашвили, Ульяны Тарасовой и Светланы Васильевой. Как выразилась ведущая музыкальной гостиной проф. И. А. Скворцова о характере такого сопровождения: «обычно это интеллектуальные токи музыки». И вокалист должен не только соответствовать им, но и лидировать, вживаясь в изысканный мир блоковской лирики. Дипломант международного конкурса аспирантка Илона Ананьина не только мастерски справилась с этой задачей, но и сама, одухотворенно-прекрасная, напомнила героиню Блока.
Для исполнения второго цикла был приглашен лауреат международных конкурсов, солист ГАБТА Михаил Векуа (аспирант проф. А. П. Мартынова), партию фортепиано исполнила Ольга Козлова, а женский дуэт прозвучал в составе учениц Г. А. Писаренко – лауреата международного конкурса Светланы Абзаловой и лауреата международных конкурсов, солистки «Новой оперы», а с этого года еще и преподавателя МГК (поздравляем!) Ирины Ромишевской, продолжателя педагогической цепочки Ксения Дорлиак – Нина Дорлиак – Галина Писаренко. Вспоминая свое выступление с этим циклом на Рихтеровском фестивале в Туре, Ирина Викентьевна восхищалась занятиями с Ниной Львовной, первой исполнительницей этой музыки: «От Нины Львовны – впечатление необыкновенной интеллигентности, в ее годы (ей было за 80) она была всегда подтянута – прическа, каблучок, выправка, дипломатичность, – не только педагог, но и наставник, человек, который давал путевку в жизнь, воспитывал всесторонне. И для Галины Алексеевны определяющим явилось то, что она с юности формировалась в рихтеровской среде».
Песни цикла были «разыграны» певцами с такой самоотдачей, на таком предельном нерве, что уже не думалось о красоте тембров, слаженности дуэта, присущей только вокальным одноклассницам, и экстра-эмоциональном таланте вписавшегося в ансамбль тенора (может быть, с чуть более резковато-жестким «форте»).
Вечер, проведенный с учениками Галины Алексеевны в дворянской мемориальной гостиной, прозвучал как высокое гражданское слово, обращенное к современникам. В декабре готовится расширенная программа из вокальных сочинений композитора. И. Ромишевская исполнит еще и цветаевскую лирику, а песни шута из музыки к «Королю Лиру» предложит слушателям студент V курса, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Д. Зуев. Будем с нетерпением ждать новой встречи!
Ганна Мельничук