Под знаком гимна
№ 8 (1246), ноябрь 2006
Парадоксально, но, в отличие от многих вузов нашей страны, в том числе и музыкальных, у Московской консерватории до сих пор не было собственного гимна. И вот, наконец, в честь празднования 140-летнего юбилея МГК возник замысел учредить конкурс на его создание.
Сочинение гимна – только на первый взгляд простая задача. На самом же деле это сложный процесс. Для начала необходимо создать текст, который ярко и образно характеризовал бы атмосферу и творческие достижения учебного заведения. Написание музыки представляет еще более ответственную задачу. Здесь для композитора важно не повторить «расхожие» обороты, типичные для многочисленных гимнов, и в то же время сделать так, чтобы собственная оригинальная интонация запоминалась как настоящая музыкальная эмблема.
В результате конкурса педагогами и аспирантами факультета композиции было создано пять гимнов. Все они прозвучали в Рахманиновском зале. Каждый отражал личное отношение авторов к воспеваемой ими консерватории, и все пять органично дополняли друг друга. Три гимна, принадлежащие Евгению Ботярову, Анжелике Комиссаренко и Михаилу Ченцову, предназначены для голоса и фортепиано, а два других написаны для хора. Это гимн Юлии Тихоновой, исполненный хором студентов консерватории под управлением Станислава Калинина, и гимн Дмитрия Дианова, который представил хор студентов Московского педагогического университета под руководством Александра Соловьева.
После такого торжественного вступления начался концерт из произведений студентов композиторского факультета. Трио для гобоя, виолончели и фортепиано «Запад-Восток» Анны Стрельниковой определило основную тему первого отделения: внеевропейские культуры. Интересное прочтение восточной поэзии представили Екатерина Старенкова в «Вокальных миниатюрах» на стихи Омара Хайама и Татьяна Шатковская в «Пяти медитациях» для голоса и фортепиано на стихи китайских поэтов. Контрастом прозвучало «Скерцо» Николая Попова, в котором композитор оригинально раскрыл возможности довольно необычного инструментального состава – два кларнета и фортепиано.
Второе отделение открыло новое сочинение Бориса Рысина «Голос Возлюбленного моего», основанное на тексте «Песни песней» из Ветхого завета. Слаженное, тонкое исполнение солистки Светланы Бойченко (сопрано) и камерного ансамбля под управлением Алексея Кириллова подчеркнуло достоинства музыки. Также прозвучало два сочинения для виолончели и фортепиано: «Восхождение» А. Шатковской и «Соната» Натальи Прокопенко. Привлекло внимание сумрачным колоритом произведение Екатерины Кульковой «Солнце бессонных» для голоса и фортепиано на текст Владимира Набокова. Завершился концерт удачным выступлением молодого и перспективного вокального ансамбля под управлением Юлии Тихоновой. Прозвучали пять разнохарактерных хоров: «Колыбельная» Н. Прокопенко, два хора из цикла «Из стихов духовных» Анастасии Ващиной, «Калина-малина» А. Шатковской и «Врун» на слова Даниила Хармса А. Стрельниковой. Особенно горячо приняли слушатели русскую народную песню, исполненную ансамблем на бис.
Артем Ананьев,
студент V курса