Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Музыка торжественной недели

№ 7 (1245), октябрь 2006

2 ОКТЯБРЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ

9712140 лет Московской консерватории – юбилей, которого ждали и сами консерваторцы и многочисленные друзья музыки. Открытие фестиваля состоялось 2 октября в Большом зале. Это событие не осталось незамеченным даже в высших политических кругах страны: консерватория услышала поздравление от имени президента России В. В. Путина, приветственные выступления министра культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколова и ректора Московской консерватории Т. А. Алиханова, открывавших фестиваль.

Уже в первом юбилейном концерте взору публики открылась красивая, очень зрелищная панорама: на сцене находились два замечательных исполнительских коллектива консерватории – хор студентов дирижерско-хорового факультета (руководитель – профессор Станислав Калинин) и симфонический оркестр (руководитель – профессор Леонид Николаев). В концерте также принимал участие выпускник консерватории, пианист Александр Гиндин, а дирижировал оркестром и хором профессор Владимир Понькин. Но не только участники концерта были консерваторцами: в его программе значились произведения С. И. Танеева и С. В. Рахманинова, в свое время прошедших путь учеников нашего учебного заведения.

В первом отделении прозвучала кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» памяти основателя и первого директора Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна. Хор и оркестр, несмотря на то, что оба коллектива насчитывают большое число участников, воспринимались как единый инструмент, в чем несомненна заслуга художественных руководителей и дирижера В. Понькина, добивавшегося то монолитного звучания, то разнообразия красок и оттенков. Приятно поразили единое звукоизвлечение и артикуляция внутри каждой хоровой партии, а также чистая интонация, что прежде всего ценно в a capрell’ных фрагментах, как и широкий диапазон динамических возможностей, особенно наполненное piano. Произведение Танеева захватывало, держало в напряжении от начала до конца и получило горячий отклик слушателей.

Во втором отделении был исполнен Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. В этом жанре многое зависит от солиста, и Александр Гиндин полностью оправдал ожидания публики. На протяжении всего концерта он вел оркестр за собой, оставляя при этом и за ним возможность лирического высказывания. Игра пианиста была искренней и теплой, что передавалось и оркестру. Яркое исполнение концерта Рахманинова не оставило равнодушными слушателей, долго не отпускавших солиста и дирижера, и явилось достойным открытием юбилейного фестиваля Московской консерватории.

Татьяна Федотова,
студентка IV курса

7 ОКТЯБРЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ

0539bВечер. У входа в Большой зал толпится народ, многие спрашивают лишний билетик. Сегодня не просто концерт, а «Музыкальное приношение»: приношение ректоров многих консерваторий, желающих поздравить «юбиляршу» и выразить ей свое почтение. Ни для кого не секрет, сколько обязанностей включает в себя такая высокая должность как ректор вуза. И уже один их выход на сцену дорогого стоит и достоин восхищения. Все с нетерпением ждут, какими же будут «дары». Как подобает этикету, сначала слово предоставляется гостям.

Концерт открыл ректор Казанской консерватории проф. Рубин Абдуллин. Своей трактовкой девятой части «Бог среди нас» из «Рождества Господня» Мессиана он погрузил зал в медитацию, заставив задуматься о вечных истинах.

В первом отделении много звучала музыка национальных композиторов, менее знакомая слушателям. Вокальный дуэт (Фидан и Хураман Касимовы) в сопровождении ректора Бакинской музыкальной академии проф. Фархада Бадалбейли эмоционально исполнил романс К. Караева «На холмах Грузии» и «Мольбу двух женщин» самого Ф. Бадалбейли.

Большое впечатление оставил и другой дуэт: ректора Казахской академии музыки (г. Астана) проф. Айман Мусаходжаевой (скрипка) и того же Ф. Бадалбейли (фортепиано), исполнивших I часть Сонаты для скрипки и фортепиано К. Караева. Оставалось только поражаться великолепному чувству ансамбля и самой музыке, завораживающей национальным колоритом и бесконечно певучей мелодией. Кроме того, они исполнили виртуозную Фантазию Ваксмана на темы оперы Бизе «Кармен».

Ректор Эстонской академии музыки и театра проф. Пееп Лассманн покорил слушателей тонким исполнением «Старого Каннеля» Э. Мяги и «Эстонской сюиты» И. Дубковой. Фортепианные сочинения современных композиторов предстали близкими и понятными, несмотря на сложную композиторскую технику.

0594Музицирующие ректоры отдали дань и виртуозной музыкальной классике. Ректор Казахской национальной консерватории (г. Алма-Ата) проф. Жания Аубакирова исполнила второе Скерцо Шопена. А в завершение первого отделения прозвучала Фантазия Листа на две темы из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в темпераментной интерпретации ректора Тбилисской государственной консерватории проф. Мананы Доиджашвили.

Но самым ярким номером первого отделения, вне всяких сомнений, стало выступление Камерного хора Московской консерватории. Хор «Мы ждем гостей» на слова О. Мандельштама, исполненный под управлением автора, ректора Нижегородской консерватории проф. Эдуарда Фертельмейстера, и полная юмора хоровая сценка «Не могу напиться…» А. Чайковского из цикла «Монологи пьющего человека» на слова А. Володина, которой дирижировал художественный руководитель хора проф. Б. Г. Тевлин, привели зал в самое благоприятное расположение духа и вызвали шквал аплодисментов.

9836Второе – симфоническое – отделение по праву было отдано мэтрам: ректору Петербургской консерватории проф. Александру Чайковскому и ректору Московской консерватории проф. Тиграну Алиханову. Как тут не вспомнить братьев Рубинштейнов, один из которых был в Москве, а другой в Петербурге! Колесо истории повернулось вспять. На сцене словно соединились прошлое, настоящее и будущее, ведь наряду с великими, заслуженными мастерами участие принимали студенты – Симфонический оркестр Московской консерватории.

Первой прозвучала симфоническая поэма А. Чайковского «Ноктюрны Северной Пальмиры» в исполнении «Московского трио» (А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин) и симфонического оркестра. За дирижерским пультом стоял автор – кто, как не сам композитор, пусть даже не занимаясь профессионально дирижерской деятельностью, сможет лучше вдохновить исполнителей? Музыка словно «рисовала» портрет Петербурга, которому и посвящено произведение. Невольно вспоминался Достоевский с его извечными вопросами человеческой души. Наверное, уже это могло стать «королевским подарком», но…

Самый главный «подарок», как и полагается, ждал «юбиляршу» от собственных «детей». Таким подарком оказался Третий фортепианный концерт Прокофьева в исполнении ректора Московской консерватории проф. Тиграна Алиханова со студенческим симфоническим оркестром под управлением молодого дирижера Вячеслава Валеева. Это была настоящая феерия: свет, неуемная энергия, сверкающий до мажор! Наш ректор, казалось, вспомнил азарт и горячую страсть молодых лет!

9874

Многая лета! – присоединяемся к поздравлениям и все мы.

Евгения Канакина,
студентка IV курса

9 ОКТЯБРЯ. МАЛЫЙ ЗАЛ

Концерт лауреатов конкурса камерных ансамблей им. Н. Г. Рубинштейна завершал юбилейный марафон. Были исполнены Фантазия для двух фортепиано С. Рахманинова, Фортепианное трио ре минор А. Аренского, Соната для виолончели и фортепиано С. Прокофьева и трио «Контрасты» Б. Бартока. Программа показалась чрезвычайно удачно составленной, так как в ней сочетались ярко романтические сочинения Рахманинова и Аренского с музыкой XX века, совсем иной по своему эмоциональному тонусу, хотя и по-своему преломляющей романтическую традицию.

1241Трио Аренского в исполненении Ксении Апалько (фортепиано), Андрея Сигеды (скрипка) и Екатерины Досиной (виолончель) – студентов класса доц. И. М. Кандинской, прозвучало очень убедительно как в содержательном, так и в техническом отношении. Интерпретация этой музыки требует виртуозного владения инструментом. Исполнение Скерцо ставит особенно сложные задачи – при почти концертной нагрузке всех трех партий и их тематической равнозначности добиться сбалансированности звучания не так просто. Финал выдвигает не менее ответственные задачи – достичь смыслового единства при существенных темповых и тематических контрастах. На наш взгляд, исполнители справились с этим блестяще.

Фантазия для двух фортепиано С. Рахманинова, исполненная Анастасией и Любовью Громогласовыми (класс проф. Е. Г. Сорокиной), продолжила развитие возвышенно-лирического настроения, заданного Трио Аренского. Исполнители старались раскрыть тонкие грани лирики каждой из частей – просветленность первой части («Баркарола»), экспрессию второй («И ночь, и любовь…»), сумрачность третьей («Слезы»), сосредоточенность финала («Светлый праздник»). Причем и в техническом отношении молодые музыканты были на высоте.

Сонату C. Прокофьева для виолончели и фортепиано до мажор, открывшую второе отделение, представили слушателям Антон Павловский (виолончель) и Максим Подкурков (фортепиано) – студенты класса проф. А. З. Бондурянского. Эту музыку вряд ли можно назвать легкой для восприятия слушателя-непрофессионала. Сложность произведения связана с постоянными резкими сменами контрастных состояний. И, тем не менее, зал был по-настоящему увлечен ею.

Еще ярче идея контрастных перемен выразилась в сочинении, которое завершило концерт, – Трио «Контрасты» Б. Бартока. Внутренний надрыв и, вместе с тем, энергия и сила этой музыки были тонко воплощены исполнителями – Ольгой Михайловой (фортепиано), Анной Кабашной (скрипка) и Николаем Агеевым (кларнет), студентами класса проф. Т. А. Алиханова.

Концерт камерной музыки стал настоящим праздником как для слушателей, так и для исполнителей и достойным завершением юбилейных музыкальных торжеств.

Дарья Бударина,
студентка IV курса

9 ОКТЯБРЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Торжественная неделя стремительно приближалась к своему финалу. Уходил в прошлое фантастический калейдоскоп захватывающих дух фамилий и уникальных концертов. Оставался позади праздничный ажиотаж и взволнованно-радостная суета, которая наполняла каждый день все залы консерватории. Настало время концерта-закрытия.

Прощание с фестивалем проходило вечером 9 октября в Большом зале в теплой камерной обстановке. Предложенная программа – хоровой Шостакович и неизвестная оратория С. Дегтярева – объясняла отсутствие толчеи перед входом в погоне за «лишним билетиком» и обилие свободных мест в зале. Но для «музыкальных гурманов» она оказалась настоящим лакомым угощением.

В первом отделении при помощи тончайших красок малоизвестных хоровых сочинений перед слушателями словно возник портрет Шостаковича. Лирика «Вокализа» из музыки к кинофильму «Падение Берлина», трагизм хоров из цикла «10 поэм на слова революционных поэтов» соч. 88, немного наивный юмор в обработке русской народной песни «Как меня младу, младешеньку…» – все это воссоздавало величественный образ гениального русского композитора XX века. Дополнительные штрихи к портрету вносили аллюзии на его же инструментальные сочинения: на 1 часть 11 симфонии – в хоре «Девятое января», на один из поздних квартетов – в «Вокализе» (Народном плаче) из кинофильма «Король Лир».

Второе отделение концерта – в какой-то мере тоже набросок портрета, но уже композитора рубежа XVIII-XIX веков Степана Дегтярева, выполненный отдельными штрихами. Этими штрихами стали фрагментами его оратории 1811 года «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы». Набросок получился крайне любопытно оформленным: части оратории перемежались комментариями «чтицы» (студентка МГК Наталья Сурнина), что придало чисто музыкальному сочинению оттенок синтетического жанра, распространенного в XX веке. Тем самым образовался связующий мостик между первым отделением и вторым.

Особые оттенки вносил в «музыкальные картины» вечера знаменитый камерный хор Московской консерватории под управлением проф. Бориса Тевлина. В первом отделении хор словно живой инструмент чутко следовал за каждым взглядом дирижера, позволяя ему добиваться именно тех эффектов, которых требовало сочинение. Во втором же, с приходом руководителя студенческого оркестра Анатолия Левина сменилось и «лицо» хора: он внезапно разделился на привычные 4 партии, каждая из которых, в свою очередь – на отдельные голоса. У многих слушателей даже возник вполне закономерный вопрос: тот ли это коллектив? Да и ансамбль солистов, хора и оркестра порой оставлял желать лучшего, позволяя предположить, что музыкантам не хватило времени на подготовку.

Конечно же, детали исполнения если и нарушили общее впечатление от концерта, то лишь слегка. Не без грусти и легкой ностальгии покидали «музыкальные гурманы» Большой зал. Ведь в этот вечер закрылась важная страница в жизни Московской консерватории. Но, как известно, когда закрывается одна страница – открывается другая. На следующий день в Большом зале уже был новый концерт. История Московской консерватории продолжается…

Карина Зыбина,
студентка IV курса

На снимках:
В. Понькин и А. Гиндин, Р. Абдуллин, Ж. Аубакирова, А. Чайковский,
Т. Алиханов и В. Валеев, К. Апалько, А. Сигеда и Е. Досина

Фотографии с концертов Р. Гончарова

Поделиться ссылкой: