Всех обнять…
№ 7 (1281), октябрь 2010
15 июня ушла из жизни Людмила Михайловна Кудинова, не дожив двух недель до своего 56-летия. 35 лет она проработала сотрудником Научной библиотеки им. С. И. Танеева в качестве ведущего библиотекаря. Коллегам помнится чрезвычайно живая, улыбчивая девушка, которая пришла в библиотеку, не поступив с первого раза в консерваторию, учиться в которой всегда мечтала. Ее мечта осуществилась не сразу, но какая это была радость для всех нас узнать, что Людмила – студентка Историко-теоретического факультета Московской консерватории.
В свои студенческие годы она продолжала трудиться в библиотеке. В этой жизни многое интересовало Людмилу Кудинову, выпускницу нашего вуза, и наряду с работой в библиотеке (всегда на полставки) она попробовала себя и в качестве преподавателя музыкальных школ, училища, а затем и института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В последние годы она была приглашена в филиал «Угреша» Международного университета природы, общества и человека «Дубна», на кафедру гуманитарного и междисциплинарно-системного образования, где она с успехом читала лекции по новому, экспериментальному предмету «Концептуальная история музыки».
Долгие годы она была душой библиотеки, одаривая коллег дивными стихами, посвящениями, организацией веселых капустников на библиотечных праздниках. Она выступала на конференциях, писала статьи, работала над диссертацией. Большую ценность представляет уникальный «Словарь названий музыкальных произведений» (более 100 страниц), оставшийся среди материалов диссертации, который, безусловно, необходимо опубликовать. Но она успевала делать не только то, что хотелось, но и то, что должно. В каталогах библиотеки останутся созданные ею записи консерваторских исследований, в том числе диссертаций, авторефератов, и многое другое. Преданная дочь, замечательная мать, добросердечный товарищ – в этом суть ушедшего от нас человека.
В своей диссертации, которую Л. М. Кудинова, к сожалению, закончить не успела, она занималась проблемой музыкальной номенологиии – на стыке музыкознания и филологии. В начале 90-х она пришла в Институт мировой литературы им. А. М. Горького и обратилась к заведующему отделом теории литературы, крупному ученому Александру Викторовичу Михайлову. Тема, посвященная названию музыкального произведения, оказалась близкой его интересам – он одобрил ее и дал согласие на руководство диссертацией. Смерть ученого помешала осуществлению этого проекта. Далее работа над темой продолжалась на кафедре теории музыки Московской консерватории.
Однако связь Л. Кудиновойс филологами не прерывалась. Еще 24 декабря 2009 г., за полгода до смерти, она успешно выступила на очередных Михайловский чтениях в ИМЛИ с докладом «Музыканты – литераторам (названия-посвящения в музыке)». Уже в больнице она пыталась карандашом переписывать статью и готовить ее к публикации для сборника статей по материалам конференции «Имя в литературном произведении: художественная семантика и функция». Заключительная фраза статьи была написана именно там: «Названия-посвящения – это способ связи времен, они говорят о том, что дух вечен, что смерти нет, что духовные ценности не умирают». Симптоматичные слова!
Людмила Михайловна была очень светлым, добрым, по-настоящему хорошим человеком, всегда готовым кому-то помочь, кого-то поддержать, что-то для кого-то сделать. В ней был такой заряд позитивного отношения к жизни, любви к людям, человеческого тепла, что к ней тянулись, ее любили. В хоспис, где она лежала последний месяц, каждый день приходили друзья и родные, на похоронах было много людей.
В стихах, которые Людмила Кудинова писала всю жизнь, отразилась ее светлая, чистая душа. За месяц до смерти она написала стихотворение, которое начинается словами: «Я так хочу вас всех обнять!» А вот отрывок из ее другого стихотворения:
На все вопросы есть ответ
И мудрый и простой –
То вечный несказанный свет,
Где мы всегда с тобой.
Именно это хочется сказать, прощаясь с дорогим человеком.
Эмилия Рассина
Евгения Чигарева