Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

И книги оживают

№ 7 (1281), октябрь 2010

Приходилось ли Вам когда-нибудь слышать, как звучат книги? Обычно, отправляясь на презентацию новых изданий научных трудов, ожидаешь услышать обстоятельный рассказ о новинках по интересующей тебя тематике. Как правило, это разговорный жанр с чередой выступлений авторов, которые стараются кратко и ярко рассказать о многом, и их коллег по «цеху», которые делятся своими впечатлениями от прочитанного или только что услышанного.

Необычной оказалась презентация последних изданий научных трудов кафедры истории русской музыки, состоявшаяся 1 октября в Конференц-зале. Это событие уникально как по широте охвата исследуемого материала и традиций, жанров и столетий, так и по форме самой презентации, их объединившей. В общей панораме были представлены книги, ноты и учебники, которые написаны на кафедре и изданы за последние два года по разным направлениям ее деятельности. Они демонстрируют труд практически всех ее педагогов, а также трех научных центров при кафедре: Научно-исследовательского центра древнерусской музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского, Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки и Научно-исследовательского центра «Наследие».

Презентация совершенно не вписывалась в привычные рамки «повествования о написанном». Пришедшие окунулись в атмосферу, более напоминавшую музыкальный салон, хозяйка которого, Е. Г. Сорокина, тепло и радушно принимала гостей – исполнителей и исследователей, а также издателей их книжных и нотных новинок.

Большинство работ, показанных в этот раз, выпущены тремя ведущими издательствами, с которыми долгое время тесно сотрудничает кафедра, – Научно-издательским центром «Московская консерватория», Издательством «Композитор» и Издательским Домом «Классика XXI век». Особые слова благодарности авторы выражали генеральному директору Издательства «Композитор» В. С. Алиеву, который присутствовал на презентации. Именно его личная поддержка позволила многие авторские задумки и наработанные годами материалы воплотить в форму книг, сделав их доступными читателю.

Среди всех изданий выделяется очередной выпуск учебника по истории русской музыки для музыкальных вузов. Он создан педагогами трех поколений кафедры – А. И. Кандинским, руководившим кафедрой на протяжении почти двух десятков лет, И. В. Степановой и Д. Р. Петровым под редакцией Ю. А. Розановой и Е. Г. Сорокиной. Это – выпуск второй, книга первая, посвященная творчеству А. Рубинштейна, А. Серова, Ц. Кюи, М. Балакирева и А. Бородина. В жанре учебника написана и книга С. И. Савенко «История русской музыки XX века: от Скрябина до Шнитке». Адресовав книгу юным читателям, автор пишет в ней просто о сложном, что выдает руку мастера.

Любителей древнерусской музыки порадует издание труда А. В. Никольского «Формы русского церковного пения» со вступительной статьей и комментариями Ю. А. Ефимовой. Необыкновенно запоминающимся получилось представление исследования И. Е. Лозовой «Древнерусский нотированный Параклит XII века: византийские источники и типология древнерусских списков». Мир книги озвучил Ансамбль церковного пения Научно-исследовательского центра древнерусской музыки под управлением А. Елисеевой (на фото), исполнив два песнопения на один и тот же текст в знаменной и византийской традициях. Их пение настолько завораживало и переносило в мир, далекий от современной темперации, что невольно вспоминалось звучание профессиональных греческих хоров или певчих православных русских храмов, поющих одноголосным знаменем.

Нотные издания кафедры были представлены в этом году двумя работами. Под исполнительской редакцией Е. Г. Сорокиной вышла Соната для фортепиано в четыре руки А. Г. Рубинштейна (ноты и CD). Отрывки из сонаты звучали в записи в исполнении фортепианного дуэта Е. Сорокиной и А. Бахчиева. М. М. Подгузова подготовила к первому изданию «Транскрипции для арфы Е. А. Вальтер-Кюне». Это издание озвучила лауреат Всероссийского конкурса Ю. Комарова (арфа), исполнив Фантазию на темы оперы «Евгений Онегин» Чайковского в транскрипции знаменитой арфистки.

Исполнительскому искусству фортепианного дуэта Е. Сорокиной и А. Бахчиева посвящена книга М. Прялухиной «За роялем вдвоем. Елена Сорокина и Александр Бахчиев», дополненная CD с записями выступлений дуэта, фрагменты из которых прозвучали на презентации. Руководителем этого издания выступила И. А. Скворцова, в классе которой была сделана работа, ставшая основой публикации.

В жанре «исследование стиля» написана книга И. А. Скворцовой «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIXXX веков». Она посвящена иконографии и выразительным средствам русского модерна и является итогом многолетнего исследования автора. Совершенно иной жанр представляет собой «1948 год в советской музыке» Е. С. Власовой. Это документированное исследование, в котором собрано и впервые опубликовано огромное количество материалов о значительном периоде нашей отечественной культуры.

Одной из страниц в истории русского балета посвящена книга А. Максимовой «Русский балетный театр екатерининских времен. Россия – Запад». Лауреат международного конкурса пианист Алексей Сканави познакомил слушателей с двумя сюитами, составленными автором из фрагментов балетов испанского композитора В. Мартин-и-Солера «Покинутая Дидона» (1792) и «Оракул» (1793). Фольклорное направление в деятельности кафедры отражено новым песенным сборником, составленным Н. М. Савельевой «За Уралом, братцы, за рекой» и вышедшим к юбилею оренбургского казачества. Он богато проиллюстрирован тремя CD и видеоматериалами, записанными в экспедициях разных лет.

В заключение вечера директор Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Э. Б. Рассина поздравила авторов изданий и всю кафедру с огромным успехом и пожелала всем новых воплощений творческих замыслов в виде книг, статей и нотных публикаций, которые, по доброй традиции, пополнят фонды нашей библиотеки.

Н. В. Гурьева,
преподаватель МГК
Фото Григория Моисеева

Поделиться ссылкой: