Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Краски и звуки

№ 5 (1243), май 2006

22 апреля в Выставочном зале ЦДРИ состоялся конкурс фортепианной импровизации по картинам художника Виктора Ефимовича Попкова. Идея ежегодного проведения таких соревнований среди студентов консерватории принадлежит заведующему межфакультетской кафедрой фортепиано, профессору Анатолию Васильевичу Самонову, возглавившему жюри, в состав которого вошли педагоги: Е. В. Андреева, В. А. Коробов, И. И. Короткова, Ю. А. Муравлев, Н. Т. Мартиросян, Т. Е. Рубина, С. Т. Светланова, Ю. А. Туркина. Участниками стали студенты композиторского, историко-теоретического, вокального, оркестрового факультетов и все желающие из зала.

Своими впечатлениями о событии поделились член Союза композиторов и Союза художников России, Засл. деятель искусств РСО Алании БОРИС КОКАЕВ, искусствовед М. И. ГЕЛЬЦЕР и ученица ЦМШ ДИАНА МАРТИРОСЯН.

«Художник В. Попков был одним из очень немногих, кто определял своим творчеством климат московского общества в 60–70-е годы. Будучи негласным лидером небольшого, но очень значительного направления в искусстве, он писал не высокопоставленных чиновников, не ура-патриотические картины, а обыкновенных людей. И каждый человек в его творчестве — целый мир чувств и мыслей, а каждый пейзаж — щемяще-напряженное состояние души» (М. Гельцер).

Состязание открыл студент оркестрового факультета Алексей Соболев. Его внимание привлекла картина «Чайки. Озеро. Монастырь». «Он достаточно точно уловил настроение и голубовато-серый колорит полотна, создав композицию с ощущением пространства и обертоновых перекличек» (Д. Мартиросян). «В импровизации Кати Кульковой (“Последний снег”) ощущались намеренная перебивка ритмов, немного металлическое проблескивание холодного ясного неба, тяжелая мокрая земля, мгновенные отблески-уколы солнечных лучей на снегу, лоскутное одеяло природы. Показалось, что кусочки не очень соединены. Но это — неряшливость ранней весны и импровизация. Главное то, что всё конкретно и свежо, задевает за живое» (М. Гельцер).

«Картина “Автопортрет” стала темой для двух импровизаций — Ивана Шарапова, одаренного музыканта, завоевавшего приз зрительских симпатий, и Светланы Косятовой, студентки историко-теоретического отделения, обладающей несомненными творческими способностями. Пропущенные через призму их личностного видения, контрастные по содержанию композиции показали как бы разные грани личности художника» (Д. Мартитосян). «В импровизации Ивана Шарапова я услышал музыку моей ранней юности, которая теперь называется “ностальгическим ретро”, и в ней даже какие-то отзвуки танго. Показалось, что музыка по отношению к изображенному была несколько ранней, а ведь художник был “шестидесятником” (это работа 1958 года). Светлана Косятова пошла по другому пути — увидела характер “изнутри” — упорство, пытливость души. Мне показалось, что этот человек ей понравился. Мне тоже понравилось, как и что она сказала» (М. Гельцер).

«В исполнении Вероники Затула (“Портрет бабушки”), студентки композиторского факультета, был заметен индивидуальный почерк» (Д. Мартитосян).

«Натюрморт “Красные лилии” также привлек внимание двух исполнителей: студента вокального факультета Станислава Сазонова и Анны Михайловой, студентки композиторского отделения. Сазонов предварил свою импровизацию поэтическими строками, которые позволили острее услышать его эмоциональный отклик на настроение картины» (Д. Мартитосян).

«Вне конкурса сыграл свою композицию по крымским пейзажам писатель, поэт, музыкант-любитель Сергей Кутанин. Его выступление явилось свидетельством творческой атмосферы, возникшей в зале, и охватившего многих присутствовавших желания включиться в процесс музицирования» (Д. Мартитосян). «Он выбрал два этюда: “Вид Гурзуфа” и “Гурзуф. Крыши”. В музыке к этим работам отчетливо прозвучал ориентальный мотив, хотя изображение было показано глазами очень русского художника» (М. Гельцер).

В целом все было очень интересно. «Подобные импровизации интересны и захватывающи, особенно для будущих профессиональных музыкантов. Передать в импровизации впечатление от только что увиденных картин, их характер, радость или печаль, всё это связать в одно целое — не так просто… Я уверен, что подобные мероприятия выйдут вскоре за пределы маленьких залов. Интерес к конкурсу будет возрастать, а задачи усложняться. Другими словами, у него есть будущее» (Б. Кокаев).

По итогам соревнования первую премию решено было не присуждать, второй премии были удостоены С. Косятова, С. Сазонов и И. Шарапов, третьей — А. Соболев, Е. Кулькова, В. Затула и А. Михайлова. Им были вручены ценные призы.

Спасибо за проведение столь необыкновенной встречи!

На фото: участники конкурса С. Косятова (стоит) и Е. Кулькова (сидит)

Поделиться ссылкой: