Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Успех

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Курс оперного театра нашей консерватории и мировое оперное дело пополнились выдающимся произведением, которое наверняка будет долго и всесторонне изучаться. Речь идет об опере Александра Раскатова «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова, премьера которой состоялась летом в Амстердаме в знаменитом Нидерландском оперном театре («Muziektheater»). Либретто составил Чезаре Маццони, директор «Ла Скала», большой любитель Булгакова.

А. Раскатов живет во Франции (его жена – выдающаяся современная певица, француженка с русскими корнями Елена Васильева – редкостная исполнительница авангардного вокала). Однако, оказавшись в окружении последователей Булеза, композитор не захотел стать «маленьким Булезиком» и настойчиво вел свою линию, все больше подпитываясь русскими истоками – то текстами религиозных книг («Обиход»), то фольклорными текстами («Голоса замерзшей земли»). И вот опера на сюжет русского писателя – едкая пародия на новый порядок жизни, вводившийся большевиками. Сама булгаковская повесть, написанная в 1925 году, была известна за рубежом – публиковалась в Германии и Англии (1968), экранизировалась в Италии (1976). В СССР она была впервые напечатана лишь в 1987 году.

Нидерландский театр, известный своими постановками новых опер (например, «Жизни с идиотом» А. Шнитке), современной машинерией и режиссурой, отнесся к работе с необыкновенным вниманием. Было выделено в несколько раз больше средств, чем обычно. В московских музеях изучили одежду и обувь 1920-х годов, закупили 5 км советских обоев, даже работали с живой собакой. На сцене все непрерывно двигалось: бегали по кругу певцы, поднималась-опускалась сцена, ездила «каретка» пишущей машинки и т. п. Автор музыки заметил, что если бы представлял себе эту беготню, то в партитуре что-то написал по-другому. В спектакле захватывало все: и серьезнейший сюжет – о высочайшей науке и сквернейшем результате (чудились и проблемы современного клонирования), и лихорадочно-стремительное действие, и полная экспрессии музыка.

Композитор, разработавший в своем стиле новаторские, порой сложнейшие вокальные приемы, широко развернул их в «Собачьем сердце»: в партии Собаки (Е. Васильева) с эксцентричным вокализированием в высокой и низкой тесситуре, в партии Шарикова с голосом тенора на грани контратенора (А. Кравец). Внушительную роль профессора Преображенского провел знаменитый С. Лейферкус. В общей стилистике Раскатов применил многочисленные аллюзии – на «Смело, товарищи, в ногу» для показа революционных матросов, частушку для народной сцены, православный русский хор для озвучивания дилеммы функций бога и человека и т. д. В оркестр введены военная «банда», балалайки, домра. Но чистая традиционность избегнута полностью: все дано в диссонантной гармонической системе, чем достигается яркий пародийный эффект.

Амстердамская премьера прошла 8 раз подряд. Мы были на пятом представлении – и театр был полон, а партер аплодировал стоя. Слушатели-зрители прибывали отовсюду, из Европы и Америки (в частности, наш бывший аспирант – мексиканец Х. Х. Эрнандес), слетались директора и продюсеры других оперных театров – видимо, с мыслями о перенесении оперы на их сцены. Современный 57-летний русский композитор Александр Раскатов, родившийся в Москве, окончивший Московскую консерваторию, член Союза композиторов России, не растворился в общей массе пишущих музыку, а твердо провел свою линию и достиг триумфального успеха.

Профессор О. В. Комарницкая
Профессор В. Н. Холопова

Поделиться ссылкой: