Выход найден!
№ 5 (1243), май 2006
26 марта в Рахманиновском зале состоялся концерт студентов и аспирантов кафедры оперно-симфонического дирижирования. Участвовали шесть дирижеров — В. Валеев, Д. Власенко, И. Гайсин, И. Головатенко, Е. Конорева, К. Хватынец. Программа включала в себя музыку от И. С. Баха до К. Бодрова (аспиранта МГК), но, удивительное дело, после концерта осталось впечатление целостности и законченности. Особо стоит отметить усилия декана дирижерского факультета — профессора С. С. Калинина. Ведь этот концерт состоялся именно благодаря его инициативе и кипучей энергии.
Не секрет, что концерты студентов кафедры оперно-симфонического дирижирования — большая редкость для консерватории. Тому есть несколько причин, но основная — это отсутствие постоянной практики. Выход был найден самостоятельно… Выступали со своими коллективами! Еще учась в консерватории, молодые люди работают дирижерами в уже существующих оркестрах, а некоторые даже создали свои коллективы. В программе были заявлены четыре коллектива: камерный оркестр ЦМШ при консерватории, Молодежный камерный оркестр DSCH, Камерный оркестр «GLОRIА», Ансамбль кафедры современной музыки и женский хор ГМПИ имени Ипполитова-Иванова.
Приятной неожиданностью было выступление камерного оркестра и солистов ЦМШ под руководством Вячеслава Валеева (аспирант, класс проф. Г. Н. Рождественского). Самой маленькой скрипачке Ольге Мусиной всего 4 годика! Она ученица первого подготовительного класса ЦМШ, преподаватель И. Иорданова. Оленька исполняла концерт О. Ридинга наизусть и покорила публику серьезностью и музыкальностью трактовки. Молодежный камерный оркестр DSCH под управлением Ильи Гайсина, студента 3 курса (класс проф. В. К. Полянского), удивительно легко справились с очень сложной партитурой Б. Бартока. «DSCH — это музыкальная монограмма, состоящая из начальных букв имени и фамилии Шостаковича. В оркестре в основном играют студенты консерватории. Это мои друзья, талантливые музыканты, и мы с удовольствием работаем вместе. Оркестру всего полгода, но мы уже выступали в Малом зале и в ММДМ», — рассказал Илья после выступления.
Второе отделение концерта открывал Камерный оркестр «GLОRIА» под руководством Елены Коноревой, аспирантки класса проф. В. К. Полянского. Этому выступлению сопутствовали отточенный стиль и тонкий вкус. Последние три дирижера выступали с ансамблем кафедры современного исполнительства ГМПИ им. М. Ипполитова-Иванова.
Денис Власенко (2 курс, кл. проф. В. А. Понькина) представил публике «Пастораль» К. Бодрова и «Траурную музыку» П. Хиндемита, солист — Андрей Усов (альт). Сыграв на контрасте произведений, Денис удачно показал многогранность своей дирижерской техники. Константин Хватынец, студент 3 курса (кл. проф. Г. Н. Рождественского), продирижировал чрезвычайно редкой музыкой И. Стравинского — Кантатой на тексты из английской анонимной поэзии XV–XVI вв. Женский хор ГМПИ (худ. рук. Галина Богданова) и солисты Елена Золотова и Ярослав Абаимов пели на староанглийском языке. Исполнителям удалось передать изысканность и филигранность партитуры. Искренне порадовала чистота интонации и строя.
В завершении концерта прозвучали фрагменты балета И. Стравинского «Аполлон Мусагет» под управлением Игоря Головатенко (аспирант, кл. проф. Г. Н. Рождественского). Цельность трактовки и убедительный контакт дирижера и оркестра стали откровением. «Редко исполняемое произведение не всегда клад для исполнителя, — считает Игорь. — Но в данном случае надо признать, что постигать эту изумительную музыку, равно как и играть ее с замечательным коллективом Ансамбля было подлинным наслаждением. Сегодня не хватает музыки такого рода — «антиквариата» высшей пробы. Кроме того, мы вынуждены были исполнять не весь балет, а лишь фрагменты, поэтому нашей основной целью было повторное «создание» сквозной формы произведения — оно должно слушаться как единое целое! К последнему мы приложили значительные усилия и честно справились с такой нелегкой задачей.»
Подготовка к концерту многому научила ребят. Оказалось, что дирижер — это не только палочка и фрак, но и грузчик, который должен перенести контрабасы от Л. И. Гришкина в концертный зал и обратно. А также администратор, которому требуются классы для переодевания оркестров, и составитель программок и афиш, которые затем надо развесить, и… еще 1000 «и», без которых концерт не может состояться.
Хочется сказать спасибо всем нашим профессорам за кропотливый труд по созданию МАЭСТРО из каждого отдельно взятого студента и аспиранта, а также пожелать моим молодым коллегам новых творческих свершений, точно выбранных схем тактирования, Госпожи Удачи и Мистера Случая… И, конечно, новых партитур, новых оркестров и элементарной востребованности в наш суетный век.
Вячеслав Валеев, аспирант