Дар интеллигентного мышления
№ 4 (1242), апрель 2006
24 марта состоялось торжественное заседание кафедры теории музыки, посвященное выходу юбилейного сборника «Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант. Ученый. Педагог. Мыслитель» (М., 2005). Приурочено оно было к столетию со дня рождения известнейшего советского музыковеда.
Сначала дочь Скребкова, М. С. Скребкова-Филатова, рассказала о юбилейном сборнике. Он выстроен как восхождение от «воспоминаний об учителе и друге» (первый раздел) к статьям о наследии ученого (второй раздел, «Ученый») и, наконец, к кульминации – трудам Сергея Сергеевича («Мыслитель»). Среди них есть и одна «премьера» – впервые публикуется статья «О методологических принципах моделирования музыкального мышления». Книги Скребкова хорошо известны и в России, и за рубежом, за 39 лет, прошедших с его смерти, издано более 40 его работ, в том числе центральная – «Художественные принципы музыкальных стилей».
Презентация книги оказалась великолепным поводом вспомнить Сергея Сергеевича, как его уважительно называют современные музыковеды. Говорили и о связях Скребкова с выдающимся русским философом А. Ф. Лосевым, и о «цельности его онтологического видения» (В. В. Медушевский). О Скребкове-математике (С. А. Филатов), о гигантской широте его научных интересов. Наконец, просто о том, «чему научил меня С. С. Скребков». Так называлась речь Е. В. Назайкинского, зачитанная М. С. Скребковой-Филатовой.
Прозвучали воспоминания старейших профессоров консерватории – Г. В. Крауклиса, Ю. Н. Рагса и представителей более поздних поколений – И. К. Кузнецова и А. С. Соколова. Главное же, что запомнилось всем знавшим Скребкова, сформулировал в своей речи В. В. Медушевский: Сергею Сергеевичу был присущ особый «дар интеллигентного мышления». Именно это осталось в его книгах, в памяти его учеников.
Владимир Громадин,
студент IV курса