Размышления по прочтению…
№ 4 (1242), апрель 2006
Вышла в свет книга профессора Т. А. Курышевой о ее работе на телевидении в середине 80-х годов («Диалоги о музыке перед телекамерой»). Молодой доктор искусствоведения, только что защитивший диссертацию по «театральности в музыке» волею судеб окунулся на более чем «пятилетку» в новую профессию — телеведущего, автора передач о современной серьезной музыке на центральных каналах. Я видела некоторые из этих выпусков — все было ново, броско, ярко, композиторы и исполнители в студии, раскрепощенные, разговорчивые, играющие, дирижирующие — пир для общения истинным любителям музыки, посетителям академических залов и музыкальных, в первую очередь оперно-балетных театров. Передач, к сожалению, было всего одиннадцать, но тот калейдоскоп знаменитых лиц, можно смело сказать сегодня, представлял неповторимую эпоху 80-х в музыкальной культуре СССР.
Романтика поиска — так можно определить этот проект Т. Курышевой. Он оказался удачным и привлекательным, а главное — первооткрывательским… Ни для кого не секрет, что на телевидении в Главной музыкальной редакции и ранее существовали различного рода «образовательность» и «развлекательность». В этом же случае все оказалось иначе: взгляд дипломированного музыканта-профессионала, интеллект приглашенных, их эмоционально-одухотворенное творчество — составляющие бесед, диалогов, монологов, а главное — звучание «серьезной» музыки, ненавязчиво, естественно вкрапляемой в контекст — это ли не воспитательные, образовательные, познавательные и прочие функции музыкальной культуры?!
Все делалось на пороге «перестройки» — сложного, но и важнейшего периода нашей отечественной истории, жизни, да и просто существования. Сегодня прошлое видится отчетливее, чем тогда и, быть может, поэтому в то время не было должного резонанса в прессе — волнующие проблемы и интересы были другими. В наши годы начала нового тысячелетия такое художественное воспитание масс было бы подобно взрыву, сметающему на своем пути «раскрепощенно-музыкальные» шоу для взрослых, юношества и даже детей. Они (шоу), плавно перекочевавшие с улиц, клубов, диск-площадок, заполонили собой весь эфир (исключая канал «Культура»). На минуту представим себе, сейчас уже в качестве парадокса, что в конкуренцию вступили музыкальные передачи о Р. Щедрине, А. Шнитке, Г. Канчели, Е. Светланове и многих других, с кем беседовала в свое время Т. Курышева — пристрастия уже сформировавшейся определенной категории слушателей были бы не в пользу героев 80-десятых.
Так сменилась социология интересов нынешнего поколения. Поэтому тем более важно, что сегодня, хотя бы в качестве мемуаров, читатели, они же потенциальные зрители-слушатели, могут познакомиться с этими передачами, отражающими колорит, историю и социальные интересы уже ушедшей эпохи, ее интеллектуальную составляющую. И действительно, размышления Р. Щедрина, А. Петрова, Г. Канчели, Е. Светланова, Д. Кахидзе, Э. Денисова, О. Янченко, многие из которых уже ушли от нас, представляют большой интерес своей самобытностью, оригинальностью взглядов, стремлением философски осмыслить свое время. И, казалось бы, простые вопросы ведущей естественно уводят беседующих в глубины проблем, раскрывая их с самой неожиданной стороны. И исполнительство, и творчество, и само время, в котором они жили — все вместе становится историческим документом, запечатленным в книге. В ней мы можем прочитать порой и неожиданное: в частности, высказывание композитора Э. Денисова, когда он говорит о Сергее Прокофьеве, что «он не композитор № 1 в нашей музыке». Привлекают мысли Г. Канчели об опере, о красоте и самоценности bel canto, жаль, что эти идеи до сих пор не реализуются в наших оперных театрах…
Т. А. Курышева ярко и драматургически четко выстроила свои главы-«встречи», каждая из которых посвящена одной передаче. Читая их, буквально ловишь себя на мысленном возникновении зрительного ряда. И, может быть, не лишним был бы приложенный диск DVD, с записью избранных фрагментов передач с музыкой и голосами гостей-участников. Это был бы ценный вклад в историю музыкальной культуры ХХ века.
Профессор Р. Г. Косачева